| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1238 ( 03.02.2017)


  • ТРАНСПОРТ И ПАССАЖИР

По новому расписанию

С 1 февраля текущего года внесены изменения в работу автобусов колодищанского направления. Корректировка затронула шесть автобусных маршрутов. Чем вызваны несезонные изменения на пригороде, мы попросили рассказать начальника управления организации перевозок «Минсктранса» Сергея Ведьгуна.

– После ввода на предприятии АСОКП и отказа от кондукторов пассажиры стали покупать билеты на проезд преимущественно у водителей, – рассказал Сергей Александрович. – В ходе работы по оптимизации маршрутной сети, проведенной оператором перевозок (ГУ «Столичный транспорт и связь»), на колодищанском направлении была сокращена часть рейсов. Поскольку поселок Колодищи активно разрастается, число пассажиров не уменьшилось, и все они пересели на оставшиеся рейсы. Соответственно, возросла нагрузка на водителей и увеличилось количество времени, которое они стали затрачивать на обилечивание пассажиров, что привело к работе автобусов с опозданиями.
В связи с этим специалистами управ­ления предприятия, отделов организации перевозок парков, обслуживающих колодищанское направление, проводился анализ работы, выявлялись причины опозданий. На основании полученных данных совместно с оператором пассажирских перевозок было откорректировано расписание на этих маршрутах: добавлено время на обилечивание пассажиров на основных пассажирообразующих остановочных пунктах, а также на межрейсовый отстой на конечных остановках, перераспределено время между остановочными пунктами.
Анализ также показал, что часть потерь времени на линии происходит из-за того, что автобусы стоят на железнодорожном переезде в ожидании проезда электропоездов. Поэтому пришлось менять расписание, чтобы водители могли вкладываться в график с учетом проезда через железную дорогу.
По результатам анализа свои предложения мы направили оператору перевозок. С чем-то он согласился, с чем-то нет. Например, мы предлагали убрать часть остановок, которые выполняют пригородные маршруты в черте города. Оплата проезда в пригородных автобусах производится пропорционально расстоянию, и получается, что пассажиру дешевле проехать одну-две остановки на пригородном маршруте, чем на городском, где оплата фиксированная. Когда в автобус заходят 15–20 таких пассажиров, и их надо обилетить, теряется время, что нервирует и остальных пассажиров, и водителя. Однако предложение было отклонено.
С введением нового расписания перевозчики намерены проводить постоянный мониторинг как движения автобусов, так и работы водителей в части своевременного выполнения графика. В случае необходимости будут вноситься корректировки в расписание движения. Работа маршрутов колодищанского направления остается на контроле.

Тамара МОРОЗОВА

  • СЕЗОННЫЕ ЗАБОТЫ

Зимний трамвай

Ежегодно с наступлением зимы на трамвайные пути выходит необычный трамвай – снегоочиститель. Его основная функция – расчистить пути от снега, чтобы не допустить сбоев в движении трамваев. С задачей своей справляется, и даже памятный вьюжный «Хавьер» оказался по силам этой раритетной технике.

Начальник отдела организации перевозок трамвайного парка Виктор Восколей и один из самых опытных водителей снегоуборочного трамвая Федор Синицкий вспоминают то время с нескрываемой гордостью: из всего транспорта в городе функционировали только метро и трамвай. Снегоуборочная техника работала практически сутками, без перерыва. Да что далеко ходить: обильный январский снегопад текущего года пусть и не такой силы стихия, но ведь также не повлиял на движение трамваев.
– Всю ночь чистили. И утром, не переставая, ездили, – рассказывает Федор Федорович. И улыбается: – Мы здесь всегда как на боевом дежурстве.
«Боевое дежурство» в парке начинается задолго до наступления зимы. Пусть нынешние зимы не такие суровые и снежные, как в прежние времена, техника всегда готовится заранее. Летом снегоочистители прошли сезонное обслуживание, причем с учетом пожеланий водителей их модернизировали.
И все же в последнее время подвижной состав ведет себя капризно, во многом только благодаря работникам технической службы выполняет свое предназначение. Годы берут свое: сегодня в парке эксплуатируются три трамвая ГС-4 (С-7 и С-8 1978 года выпуска, С-9 – 1982-го) и самый «молодой» вихревой снегоочиститель ВТК-24, которому в следующем году исполнится 30 лет. ГС-4 хорошо управляются с мокрым снегом, а для снега «морозного» лучше подходит вихревой, который мощным потоком воздуха сдувает его с трамвайных путей.
Трамвай-снегоочиститель далеко не комфортабельный трамвай, он не предназначен для перевозки пассажиров. Тут и повышенный уровень шума, и вибрация, и работа в стоячем положении, и особый график. «Не каждый водитель сможет на этой технике работать, и не каждому доверишь, потому что техника специфическая, непростая, – поясняет Виктор Восколей. – Надо не только уметь ездить на трамвае, но и предвидеть ситуацию. Поэтому задействованы исключительно опытные водители». Вместе с Федором Синицким, который освоил все типы подвижного состава, на снегоуборочной технике трудятся Андрей Ярош, Евгения Цеван, Лариса Янкович, Константин Юрчик, Андрей Шевяго.

Федор СИНИЦКИЙ Федор СИНИЦКИЙ

Во время непогоды снегоочистители чаще всего работают ночью: во-первых, чтобы не мешать пассажирским перевозкам, а во-вторых, чтобы к утру подготовить трассу для выезда трамваев. Естественно, если снег идет, работа продолжается и днем. Одновременно с «зимними» трамваями при необходимости на пути выходят трактор «МТЗ», погрузчики «Амкодор» и самосвалы «МАЗ» – в филиале есть транспортный цех. Снегоуборочный трамвай обязательно берет «на борт» работника службы пути, который лопатой расчищает снег в местах стрелочных переводов, на остановочных пунктах. В результате уборка производится качественно и не мешает производственному процессу.
Погода внесла серьезные коррективы в график работы снегоуборочных трамваев. Федор Синицкий вспоминает, как раньше почти на полгода – с 15 ноября по 15 апреля – водители пересаживались на снегоочистители. В сезон приходилось по 180 выездов. А нынешней зимой снегоочистители вышли на пути только в середине декабря – нечего было убирать. Поэтому в парке впервые приняли решение не переводить водителей с линии, а задействовать на уборке снега только в случае необходимости. К тому же планировать работу снегоуборочных трамваев сегодня транспортникам помогают синоптики. В филиале постоянно следят за прогнозом погоды, который стал более точным, и если «обещан» снегопад, в наряд заранее ставят водителей на снегоуборочную технику. Как правило, с перестраховкой. Но и в случае ошибочного прогноза люди не сидят без работы, а занимаются перегонкой вагонов или подготовкой их к выпуску. «В наших реалиях, когда мы считаем каждый рубль, лучше водитель эти часы, которые ему оплачиваются, отработает на маршруте, – говорит Виктор Восколей. – Руководство понимает, что оперативный перевод водителя с линии на снегоочиститель и обратно для самого водителя сложен. Поэтому этих людей мы ценим и не забываем».
Однако не только теплая зима влияет на то, что мы все реже и реже видим эти раритетные трамвайчики на улицах города. Новые технологии тоже сказали свое весомое слово. Еще совсем недавно, когда рельсы располагались выше уровня дороги, трамвайные пути нельзя было расчистить автомобильной техникой. Но после проведенной модернизации – запросто. Без «снегодуя» невозможно обойтись пока только на разворотных кольцах, где остались старые рельсы. С течением времени будут заменены и они. Так что вполне возможно, что скоро трамваи-снегоочистители займут свое достойное место в экспозиции музея предприятия. И тогда много интересного об этой удивительной технике расскажет любознательным экскурсантам Федор Синицкий, который без малого 30 лет отработал на снегоуборочных трамваях.
Федор Федорович обязательно вспомнит деревянные трамваи-снегоочистители, с моторами внутри. Расскажет, что в тяжелые для транспортников 90-е годы в трамваях лежали мешки с инструментами: когда ночью снегоочистители ломались, водители могли самостоятельно устранить мелкую неисправность. Объяснит, почему еще с того времени больше любит работать по ночам: «Раньше в трамвае щетки были не резиновые, как сейчас, а металлические, которые очень быстро работали. Начнешь чистить от бордюра – камни летят, могут пешехода поранить или машину повредить. Ночью спокойнее, на дороге – ни машин, ни людей. А днем теперь мы чистим только отвалами».
Немного с грустью Федор Федорович вспомнит о снежных прежних зимах, о том, как они, тогда четверо водителей, ездили, не останавливаясь, круглые сутки. По 12 часов работали, потом часов на 5–6 домой, чтобы поспать-поесть, и опять на работу. И ведь сил хватало, и результат был – из-за снега трамваи на линии никогда не стояли.
А сегодня снова без осадков. И Федор Федорович готовится к выезду по своему обычному третьему маршруту.

Тамара МОРОЗОВА, фото автора

  • ОБЩИЙ ДОМ

Поиграли в снежки – и на занятия в кружки!

Выбрать любимый кружок и не один, а целых пять, такая возможность есть у ребят общежития седьмого автобус­ного парка. На Кропоткина, 93 проживают около 600 человек, треть из них – дети.

Люди средних лет помнят время своего детства, когда из огромной палитры кружков на всякий возраст и вкус можно было выбрать любое занятие, записаться в десять различных секций (если на то хватало времени) и посещать их совершенно бесплатно. Теперь же иная ситуация. Многие родители сетуют, что посещение их ребенком одного или двух кружков выливается в кругленькую сумму, и часто семьям такие расходы не под силу. То, что дети работников предприятия могут заниматься любимым делом бесплатно, заведующая общежитием АП-7 Елена Коваленок считает большой удачей.
– Мы давно тесно сотрудничаем с центром дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» Центрального района, – рассказывает Елена Коваленок. – С нашими детьми занимаются квалифицированные педагоги. Родителям нравится то, что все на месте, они с удовольствием отправляют ребят в кружки – есть чем заполнить свободное время, а самое главное – дети узнают что-то новое, полезное для себя. Прямо скажу, не все общежития располагают такой базой. У нас есть место, где можно проводить занятия, оборудованы комнаты кружковой работы, у каждого кружка – свое хозяйство. На сегодня работает пять кружков.
С удовольствием ребята среднего школьного возраста, с четвертого по седьмой класс, посещают кружок «Занимательная математика», кстати, он стал работать одним из первых. Педагог Галина Эсмантович прекрасно владеет темой, может увлечь ребят, привить любовь к такому непростому предмету как математика. Часто дети не могут справиться с домашним заданием, которое получают в школе. Галина Ивановна терпеливо объясняет задачи, и не только детям, но и родителям, которые помогают своим чадам с уроками.

В числе первых появилась изостудия, занимается с детьми педагог Анастасия Голубева. Ее ученики постоянно участвуют во всевозможных конкурсах как в общежитии, так и в школе. Ангелина Круглик, которая с первого дня посещает этот кружок, в своей школе постоянно занимает призовые места, а в этом году ее работы были представлены в районном конкурсе юных художников.
Занятия в кружке «Декор» ведет педагог центра Екатерина Максименко. Из папье-маше, пластилина, теста, пластика, лоскутков ткани дети научились составлять художественные композиции, мастерить разные поделки. Причем в ход идут подручные материалы – пластиковые бутылки, кусочки пластмассы, картон, салфетки и многое другое. Ученики сами собирают материал – шишки, нитки, коробки. Из втулок, рулончиков бумажных салфеток, недавно маленькие умельцы сделали сказочный замок. Задиристый петушок получился из картона (чтобы сделать туловище, использовали банку из-под кетчупа). Слоника смастерили из бутылок и папье-маше.
Педагог Екатерина Максименко радуется:
– Дети очень активные, живые, у них много разных идей, – говорит Екатерина Марковна. – Они приходят и сразу говорят, что хотят сделать. Работать с ними интересно, занимаемся три раза в неделю. Лепка, аппликация, декупаж – все новое нам интересно. Делаем оригинальные гравюры. Техника их изготовления своеобразная: восковыми мелками раскрашиваем обычный белый лист, берем тушь, размешиваем с гуашью и покрываем его. Когда просохнет, острым предметом выцарапываем рисунок. Получается необычная и очень красивая гравюра – готовый подарок. Из соли мастерили поделки, декорировали панно. Родители очень довольны, и мне приятно учить таких ребят. В каждом районе есть свой центр дополнительного образования. Наш отличается тем, что работа организована по месту жительства. Но мы не замыкаемся в стенах общежития. Посещаем всевозможные выставки, разные мастер-классы, учимся вместе. Недавно проходили занятия в классе китайской живописи, узнали много интересного, технику опробовали у себя. Неплохо получилось.
Развивающие психологические занятия «Мы вместе!» проводит педагог центра Наталья Бычкова. Она помогает ребенку адаптироваться в социальной среде. Особенно нужна такая помощь детям, переехавшим в общежитие недавно. Их «угловатость», скрытность и нежелание идти на контакт проходит после нескольких занятий, и ребята в общем доме начинают себя чувствовать комфортно. Наталья Бычкова проводит игры, инсценировки, различные аутотренинги, словом, не соскучишься. Как, впрочем, и на занятиях ее коллег.
Кружок «Кругозор» ведет Ирина Давыдовская. Ребята учатся разгадывать ребусы, головоломки, повышают кругозор, читают и многим интересуются. В этот круговорот вовлекают и своих родителей, которые с увлечением подключаются к общей игре.
– Педагоги центра «Контакт» оказывают большую поддержку, – говорит заведующая общежитием Елена Коваленок. – Они вносят свою лепту в воспитательный процесс, а ведь это важная составляющая жизни общего дома.

Галина и Александр Сарнадские, в семье которых подрастают трое ребятишек, считают, что в их общем доме многое делается в плане организации детского досуга. К этим словам присоединяются и другие родители.
К слову, общежитие АП-7 может похвалиться тем, что здесь проживают 14 многодетных семей. Вся детвора общего дома – 190 человек. Очень много детишек-дошколят и младшего школьного возраста, а еще больше – малышей до 3-х лет. Год-два-три, и пойдут эти маленькие жильцы искать себе кружок по интересам. И, конечно же, найдут любимое занятие!

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора

  • ВЕХИ ИСТОРИИ

Парку, которого нет

Продолжение.
Начало в № 4 (1237) от 27.01.17 г.

В ведении парка находились линейные диспетчеры, контрольная служба. Составлялись расписания всех маршрутов. Со дня образования парка на всех маршрутах (городских, пригородных, междугородных) автобусы работали с кондукторами.
Значительным событием стал ввод в действие в 1963 году междугородного автобусного вокзала по улице Бобруйской, который находился в ведении парка.
Стоимость проезда на городских маршрутах зависела от расстояния поездки (количества остановок). Эта сложная система оплаты была упразднена в 1959 году. Единый тариф – 4 коп. за поездку в автобусе или троллейбусе и 3 коп. – в трамвае, сохранялся неизменным в течение 27 лет, до 1 июля 1986 г. Затем за поездку в автобусах, троллейбусах и трамваях был установлен тариф 5 коп. А через некоторое время стоимость городского билета увеличилась до 15 коп. В 1959 г. в городских автобусах установили кассы с контрольными билетами (кассы-копилки). Пассажиры покупали билеты методом «самообслуживания». В прозрачную часть кассы опускали деньги. Затем отрывали билет и показывали его находящимся рядом пассажирам. До денежной деноминации 1961 г. кассы предназначались для монет и купюр. Кассы были громоздкими. Через некоторое время их конструкцию усовершенствовали. Одним из способов подсчета монет было взвешивание. 1 копейка весила 1 грамм, 2, 3 и 5 копеек соответственно – 2, 3, 5 грамм. Монеты были удобны. По размеру, не глядя, безошибочно можно было определить номинал, чего не скажешь о современных монетах. Использование касс дало возможность отказаться от более чем 600 кондукторов.
Работа городских автобусов с кассами-копилками и контрольными билетами вызывала необходимость содержания значительного штата сотрудников для замены кассет, опломбирования касс, подсчета выручки и обеспечения ее сохранности. Кроме того, обслуживание касс после окончания работы на линии вызывало затрату времени водителей.
В 1972 г. вместо касс-копилок в автобусах установили компостеры.
До ноября 1969 г. в приказах по парку и в трудовых книжках делали запись «шофер».
В ГАИ выдавились удостоверения одного из четырех видов: шофер-любитель, шофер третьего, второго или первого класса. Для работы на автобусе требовалось удостоверение ГАИ второго или первого класса. Шофер-любитель не мог работать по найму. С той поры бытует понятие «автолюбитель». Давно стала реальностью фраза Ильфа и Петрова о том что, автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Время «автолюбительства» закончилось.

О некоторых маршрутах…
Самый памятный – № 3 «Вокзал – Лошица». Он проходил около парка, по Червенскому тракту, который когда-то назывался Игуменским трактом, а с 1955 г. – ул. Маяковского. Это была разбитая, ухабистая булыжная дорога. Длительные задержки были на железнодорожном переезде, на стыке улиц Маяковского и Свердлова. Приходилось уступать дорогу стадам скота, который гнали вдоль дороги из деревень на скотобойню (мясокомбинат), располагавшуюся на пересечении с ул. Аранской, где в дальнейшем был построен завод эндокринных препаратов.
В воскресные дни (по субботам работали) был перегружен сверх всякой меры маршрут № 5 «Западный мост (пл. Мясникова) – Сельхозпоселок».
На конечном пункте маршрута, в районе пересечения улиц Я. Коласа – 3-я Поселковая, был базар-«толкучка», на котором продавали разные вещи. Нередко автобусы ехали с распахнутыми дверями, потому что закрыть их было невозможно. Поломка дверей являлась частой неисправностью.
По центру Минска проходил автобусный маршрут № 1 «Аэропорт – парк Челюскинцев». В дальнейшем его продлили до Обсерватории. Начало маршрута было на ул. Брилевской, на которой располагался вокзал аэропорта.
С 1966 г. автобусы маршрута № 1 курсировали от пл. Казинца до Круглой площади, которой в 1974 г. дали название «Площадь Победы».
Наверное, кто-то удивится, что в Минске, на главной улице, которая с 1944 г. называлась «Советская», затем пр-т им. Сталина, Ленинский пр-т, пр-т Ф. Скорины, а с 2005 г. – пр-т Независимости, еще в 1929 г. было завершено строительство трамвайной линии и курсировал трамвай по маршруту: «Станция «Товарная» – Комаровка». После окончания Великой Отечественной войны в кратчайший период в мае 1945 г. восстановлен трамвайный маршрут «Вокзал – Парк Челюскинцев».
В течение многих лет основным видом общественного пассажирского транспорта на центральном проспекте столицы были троллейбусы. «Состарились» электросети и их опоры. Решено с сентября 2002 года на проспекте Независимости троллейбусы заменить автобусами. Маршруту присвоили номер 100. Работать на этом маршруте доверили филиалу АП № 1. В свое время маршрут № 100 стал одним из символов современного Минска, эталоном работы пассажирского транспорта, с которым впоследствии сравнялись многие маршруты.

Трудные времена
Были в жизни парка периоды неудач. Особенно трудной оказалась зима 1962 года. Осенью 1961-го в котельной, которая работала на торфе, произошла авария. Из-за того, что после ремонта при испытании не сняли заглушку, взорвался паровой котел. Погибли два человека, было разрушено помещение котельной. Зимой не отапливались производственные и бытовые помещения. Не было горячей воды, необходимой для облегчения запуска двигателей.
Для помощи в организации работы парка в экстремальных условиях из Облавтотреста был направлен И.Л. Каганов. Нередко подобные решения являются лишь формальностью. Предполагалось, что И. Каганов вернется в трест. Илья Липович сумел сделать в парке много полезного, появлялись новые планы. Он не смог оставить предприятие и многие годы работал главным инженером.
В 1979 г. произошла трагедия. Летом колонна автобусов везла детей в пионерский лагерь в район деревни Раков. На мокрой дороге один из автобусов съехал в кювет. Погибла девочка. В августе приказом министра транспорта БССР №56-Ц впервые была утверждена инструкция, регламентирующая порядок перевозки детей группами. Этим же приказом я был снят с должности заместителя директора по эксплуатации и экономическим вопросам. Тяжело переживали – и я, и семья. Горечь была не только и не столько потому, что меня сняли с работы. Каждое ДТП с пострадавшими выбивает из нормальной жизни. Это может длиться долго…

Наум ЛИВШИЦ

Продолжение следует