| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1244 ( 17.03.2017)


  • ТРАНСПОРТ И ПАССАЖИР

Отзывчивость – ценное качество

Работа «Минсктранса» ориентирована на пассажиров. Если человек, воспользовавшись услугой государственного перевозчика, остался доволен качеством поездки, – это говорит о том, что транспортники справляются с поставленными задачами. Но на деле так получается не всегда. В силу объективных и субъективных причин в процессе перевозки происходят сбои и нарушения.


На электронную почту «Минкстранса» пришло не совсем обычное обращение, содержащее и жалобу, и благодарность. Пассажир Татьяна С. приобрела билет на рейс «Минск – Гродно» в пункте продажи «Каменная Горка». На этом же остановочном пункте она планировала сесть в автобус. По расписанию он должен выехать с а/в «Центральный» в 8.35, а прибыть на «Каменную Горку» в 8.49. В указанное время автобус не пришел. Спустя пять минут пассажир обратилась к кассиру за разъяснениями. В тот день работала Елена Журавская. Связавшись с диспетчером автовокзала, она выяснила, что автобус попал в огромную пробку на Пушкинской. К несчастью пассажира, на улице было очень холодно. Женщина продрогла до костей. А когда в 9.20 долгожданный автобус пронесся мимо остановочного пункта, пришла в отчаяние. Как так? У нее ведь куплен билет!
Кассир Елена Журавская не осталась безучастной. Сделала больше, чем положено по должностной инструкции. Вновь связалась с автовокзалом, подобрала ближайший рейс на Гродно (он следовал через час без остановки на «Каменной Горке») и попросила, чтобы «забытую» пассажирку забрали по пути следования. Замерзшей женщине Елена Петровна предложила чаю и отправила греться в метро. Татьяна С. благополучно добралась до места назначения, хоть переохлаждение, конечно, дало о себе знать. В своем обращении она написала, что искренне благодарна кассиру за участие и призналась: поскольку оказалась в такой ситуации впервые, не знала, как быть, еще немного – и разрыдалась бы прямо на остановке.
Получить благодарность от пассажира было приятно и Елене Журавской, и всему коллективу автобусного парка № 5, в ведении которого находится пункт по продаже билетов «Каменная Горка». При этом Елена Петровна считает, что не сделала ничего особенного. Если пассажир оказался в непростой ситуации, а ты можешь ему помочь, то почему бы не сделать этого? Отзывчивость – ценное и необходимое качество для человека, который работает в сфере обслуживания.
Павильон АП-5 по продаже билетов – многофункциональная точка. Кассиры реализуют проездные на городские виды транспорта, а также – пригородные и междугородные рейсы. Через остановочный пункт «Каменная горка» в сторону МКАД проходит множество маршрутов, здесь огромный пассажиропоток. Кассиры уже давно привыкли к тому, что к ним обращаются как в стол справок по всем проходящим рейсам, уточняют время отправления и прибытия, название остановок и другую информацию. Если человек просит билет на ближайший рейс, например, до Воложина, кассиру достаточно взглянуть на экран монитора, сообщить время отправления и стоимость поездки. Бывает и такое, что человеку нужен билет на рейс определенного направления, но вот название деревни или поселка он точно не помнит. Кассир озвучит ему, какие остановочные пункты находятся по пути следования, так общими усилиями и определят место назначения.
«Все наши сотрудники по-человечески относятся к пассажирам. Мы многих знаем в лицо, особенно тех, кто ездит каждый день на работу либо с работы в пригород. Человек только подходит к окошку, а я уже знаю, какой билет ему нужен», – улыбается Елена Журавская.
К слову, в апреле Елена Петровна отпразднует тридцатилетие трудовой деятельности на предприятии. Все это время она работала кассиром, менялись только пункты продаж. Она начинала трудовой путь в предварительных кассах на Октябрьской. Тогда использовали громоздкие аппараты «Ока», а компьютеров не было и в помине. В то время как и сейчас, старались обслуживать пассажиров быстро и качественно, всегда шли навстречу их пожеланиям, помогали в затруднительных ситуациях. Может быть поэтому, работа всегда приносила радость. * * *
Обращение Татьяны С. стало поводом для разбирательства в АП-2, который обслуживает маршрут «Минск – Гродно». Водитель неостановившегося на «Каменной Горке» автобуса привлечен к дисциплинарной ответственности. В своем объяснении он указал, что уже несколько лет не ездил на Гродно. Простояв в пробке, пытался нагнать время и упустил из виду, что на выезде из города подвижную единицу может ждать замерзающий пассажир. В междугородные автобусы люди крайне редко садятся на «Каменной Горке» (в основном все отправляются с «Центрального»), но водителя, конечно, это не оправдывает. В парке проведена «работа над ошибками»: эксплуатационникам напомнили о необходимости соблюдения Правил перевозок и должностной инструкции.

Cветлана Нарейко, фото автора фото автора

  • СОТРУДНИЧЕСТВО

Встреча с представителями «Белкоммунмаша»

10 марта на базе пятого троллейбусного парка состоялась встреча руководителей и специалистов технических служб троллейбусных и трамвайного парков «Минсктранса» с представителями ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш».


На встречу с электротранспортниками приехали директор сервисного центра Александр Шутов, начальник отдела гарантийного обслуживания Михаил Миронович, начальник отдела электротранспорта Сергей Чирун, начальник ОТК Сергей Круталевич. Открывая совещание, первый заместитель генерального директора – главный инженер «Минсктранса» Виктор Староверов рассказал, что в январе в пятом автобусном парке была проведена аналогичная встреча специалистов технических служб автобусных парков предприятия с представителями ОАО «МАЗ – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ». Между перевозчиками и производителями состоялся конструктивный диалог, результатом которого должно стать улучшение качества подвижного состава.
Цель нынешней встречи – рассмотрение проблемных вопросов, возникающих в процессе эксплуатации троллейбусов и трамваев, выявленных недостатков и замечаний по их конструкции для принятия мер по их устранению, усовершенствованию конструкции, повышению надежности и срока службы транспортных средств.
Судя по тому, что в представлении ни гости, ни хозяева не нуждались, – они давно и хорошо знакомы, а, судя по тому, что заводчане оказались в курсе многих, поднятых в ходе совещания вопросов, и могли говорить о том, что уже доработано и изменено, – плодотворно и тесно сотрудничают.
К нынешней встрече с партнерами электротранспортники подготовились основательно. На территории пятого троллейбусного парка стояли троллейбусы моделей 333, 321У, 32102, был подготовлен стенд с деталями и агрегатами, которые вызывали нарекания перевозчиков из-за своей недостаточной надежности и низкого срока службы. И в том, что претензии обоснованы, производители техники могли убедиться наглядно на конкретных примерах. В частности, это касается каркаса пассажирского сидения, деталей лестницы, ограничителей хода каната штангоуловителей, гидравлических амортизаторов, кронштейнов крепления подкузовного механического оборудования, регуляторов уровня пола, ускорительного клапана, вентиляторов обдува электропечей, фар.
Шел откровенный заинтересованный разговор. Александр Шутов попросил подготовить статистику отказов представленных деталей и оборудования, чтобы понять, над какими вопросами работать в первую очередь. «Где есть 100-процентный отказ, надо решение принимать безотлагательно», – подчеркнул директор сервисного центра.
– Тогда сразу скажу о кранах уровня пола, – включился в диалог первый заместитель директора – главный инженер четвертого троллейбусного парка Анатолий Протасевич. – В осенне-зимний период количество съездов и потерь линейного времени только из-за кранов у нас в парке в районе 10 процентов.
– Кроме кранов, по пневматической системе какие отказы случаются? – поинтересовался Александр Шутов.
– Вся система подачи воздуха для кранов уровня пола размещена под полом. Все тройники – и задние, и передние – фактически мерзнут. Вы сделали их нижними точками, где собирается весь конденсат. И доступа никакого нет, в случае отказа машину надо сразу буксировать в парк, – поделился проблемами Анатолий Петрович. – Завод «МАЗ» все это поднял в салон, спрятал за панель. Салон прогрелся, и все работает. Таких проблем в троллейбусах МАЗ нет.
Начальник ОТК пятого троллейбусного парка Игорь Моисеенко взял в руки амортизатор: низкий ресурс амортизаторов подвесок переднего и заднего мостов, конструктивные недостатки крепления амортизаторов подвесок (имеются случаи обрыва).
– В новых 321-х троллейбусах тоже ломаются? – поинтересовался Александр Шутов. – Нет. В 2007 – 2008 годах, когда пошли большие партии троллейбусов, они очень интенсивно ломались. Была произведена конструктивная доработка каркаса. Статистика показывает, что в трех-четырехлетних машинах случаев обрыва амортизаторов не было.
– Нынешней зимой выявлено 18 случаев обрыва амортизаторов. Это машины, которым семь-восемь лет. На новых троллейбусах таких случаев не выявлено, – согласился с коллегой первый заместитель директора – главный инженер третьего троллейбусного парка Александр Музыка.
В ходе обсуждения троллейбусы разобрали практически до винтика. Директор пятого троллейбусного парка Алексей Карабань обратил внимание на то, что лобовые стекла монтируются либо на клей, либо вставляются в резиновое обрамление, что затрудняет их замену по углам и в местах сопряжения с панелью кабины водителя. Александр Музыка указал на течь крыши: влага протекает через элементы крепления оборудования крыши салона и кабины водителя. И практически все «технари» говорили о низком качестве лакокрасочного покрытия, которое разрушается в местах соединения элементов обшивки кузова, на крышках смотровых люков нижнего декоративного пояса при незначительном сроке эксплуатации (через пять-семь лет появляется сквозная коррозия обшивки, интенсивная коррозия элементов каркаса в нижней части кузова). Для всех парков остается актуальной проблема выхода из строя электроники троллейбусов.
Третий троллейбусный парк предоставил троллейбус модели 333 из последней партии, поступившей в филиал в 2016 году. Главный инженер парка Александр Музыка и начальник ОТК Михаил Толстыко обратили внимание производителя на затруднения в обслуживании АКБ, указали на интенсивный износ канатов штангоуловителей из-за трения об элементы лестницы и на другие недостатки, выявленные в процессе эксплуатации.
В конце встречи был проведен эксперимент: участники совещания проехали на троллейбусе модели 333 (2016 года выпуска) в режиме автономного хода по территории пятого троллейбусного парка. Троллейбус с пассажирами проехал около 260 метров и прекратил движение на выездных воротах под уклон приблизительно в 4 процента. Стоит напомнить, что в соответствии с техническим заданием запас автономного хода троллейбуса в городском режиме при полной массе и движении под уклон 8 процентов, в том числе и при отрицательной температуре воздуха до минус 20 градусов, должен быть не менее 250 метров.
Всего производителям поступило около полусотни замечаний и предложений по конструкции троллейбусов и трамваев. Все они систематизированы и переданы в «Белкоммунмаш» вместе с фотографиями основных деталей для изучения отказов и неисправностей, возникающих при эксплуатации.
В свою очередь в ходе встречи представители завода-изготовителя постарались ответить на многочисленные вопросы перевозчиков, рассказали о тех мерах, которые принимаются для повышения надежности и срока службы деталей транспортных средств, пообещали не оставить без внимания ни одного замечания электротранспортников. В конце концов, от такого делового сотрудничества, результатом которого должно стать улучшение качества транспортных средств, в выигрыше останутся все: и производители, и перевозчики, и, конечно, пассажиры.

Тамара МОРОЗОВА, фото автора

  • В ФИЛИАЛАХ

Дефицитных мест больше не будет

В филиале «Троллейбусный парк № 4» начались подготовительные работы внутри производственного здания «базы спецмашин», которое планируют перепрофилировать под участок технического обслуживания № 2 троллейбусов.


В свое время расположенная на территории ТП-4 «база спецмашин», созданная для ремонта и обслуживания автомобилей, принадлежала службе энергохозяйства. Следующим владельцем был реструктуризированный в 2009 году первый автобусный парк, «по наследству» от которого сооружение и досталось электротранспортникам. Практически одновременно с передачей здания в троллейбусный парк для эксплуатации были переданы 75 автобусов малой вместимости «Mercedes-Benz Sprinter». Именно желтые «мерседесы» (вместе с автомобилями гаражной службы филиала) и приводили в надлежащий вид на территории производственного здания. Кроме этого, площади «базы» частично использовались для ремонта стороннего транспорта.
С выводом из эксплуатации автобусов малого класса помещение, занимающее приличные площади, перестало функционировать в прежнем объеме, и в парке всерьез задумались о его перепрофилировании. В первую очередь, это связано с тем, что на протяжении длительного времени в филиале катастрофически не хватает мест для ремонта и обслуживания троллейбусов. Особенно данная проблема обостряется в зимний период. В результате «базу спецмашин» решили полностью переоборудовать в участок ТО-2.
– Мы подготовили свои предложения, с которыми обратились напрямую к руководству предприятия, и получили одобрение, – рассказывает первый заместитель директора – главный инженер филиала Анатолий Протасевич. – В перепрофилированном помещении планируем ставить на техническое обслуживание одновременно четыре троллейбуса. Трудиться на объекте будут специалисты нескольких филиалов предприятия. Самый большой объем, безусловно, ляжет на плечи работников ремонтно-строительного управления: им предстоит отремонтировать и заново залить полы, отремонтировать действующую осмотровую канаву и восстановить три закрытые с одновременной разводкой подачи воздуха, обеспечить разводку энергообеспечения, что касается самого здания, то тут, как обычно – штукатурка, побелка, покраска, тепловая реабилитация... Специалисты ремонтно-механического завода будут изготавливать металлоконструкции, в частности – въездные ворота. Уже готовятся заказы, ведутся согласования по размерам. Работникам службы энергохозяйства предстоит проложить контактную сеть для заезда-выезда троллейбусов и обеспечить электроснабжение постов. Также будут заасфальтированы подъездные пути. Предварительно к основным мероприятиям должны приступить в апреле, а пока собственными силами занимаемся подготовительными работами: уже практически завершили демонтаж отопительного оборудования (батарей, труб, тепловентиляторов), демонтировали подъемники, кран-балки, ведутся работы по демонтажу электроснабжения и кабельного хозяйства. В процессе задействованы специалисты отдела главного механика, главный энергетик со своими специалистами, активно трудятся представители гаражной службы, да, собственно, все работники филиала, чья помощь может понадобиться на объекте. После того, как необходимые мероприятия будут выполнены в полном объеме, здание должно приобрести если не вторую жизнь, то продолжить активно функционировать на пользу предприятия.
Необходимо отметить, что в парке новый участок ждут давно и с нетерпением. На сегодняшний день ТО-2 расположен на территории производственного корпуса № 1 и в его распоряжении находятся всего три поста. Наверное, не сложно догадаться, что для филиала, по проектной документации рассчитанного на 120 троллейбусов, а эксплуатирующего 192, этого мало. К примеру, чтобы во время проведения сезонного обслуживания уложиться в установленные сроки, в парке всегда одновременно обслуживают по четыре троллейбуса. В результате дополнительную осмотровую канаву приходится занимать на других производственных участках. С появлением новых постановочных мест в ТП-4 изменится многое. Например, постоянные рабочие места, которые освободятся в производственном корпусе после переезда бригады ТО-2, получат регулировщики радиоэлектронной аппаратуры. До настоящего времени именно эти специалисты находились в довольно затруднительном положении (практически все основное оборудование троллейбусов размещено на крыше и в холодное время или дождливую погоду радиоэлектронщикам было нелегко). Еще в перспективных планах – на освободившихся местах организовывать в зимний период временные посты для оперативного размораживания троллейбусов. Что касается гаражной техники и автомобилей социальной службы, то они так же, как и прежде, будут ремонтироваться на территории, в том числе и на «базе спецмашин»
в будущем – участке ТО-2): места хватит.
Все новшества позволят не только улучшить качество ремонта подвижного состава четвертого троллейбусного парка, но и повысить скорость обслуживания, а также обеспечить комфорт для работников филиала.

Елена Иосуб, фото автора

  • НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И автобус – как новенький!

Объектом пристального внимания сегодня становится углубленный ремонт транспортных средств. И это обусловлено объективными причинами: в последнее время обновление подвижного состава идет медленными темпами, а где-то и вовсе приостановилось. Ремонт­ные цехи предприятия выходят на передний план, специалисты-ремонтники сейчас востребованы как никогда.



Ремонтная база шестого автобусного парка позволяет проводить все необходимые виды ремонтов, в том числе и углубленный. Как рассказал мастер по ремонту транспорта ремонтной мастерской Леонид Бутер, для проведения углубленного ремонта сформирована комплексная бригада из 18 человек, укомплектованная опытными специалистами, которые могут обновить автобусы любой модификации. В коллективе есть электрогазосварщики, слесари по ремонту автомобилей, рихтовщики кузовов. На кузовных работах заняты пять человек, и у каждого – 5-й разряд.
– Углубленным ремонтом не занимались давно, со времен эксплуатации «Икарусов», – рассказывает Леонид Иванович – Не было надобности, приходили новые автобусы минских производителей, которые не нуждались в таком масштабном ремонте. Сегодня ситуация такова, что техники приходит мало, поэтому стараемся беречь то, что есть. Второй месяц комплексная бригада выполняет задания по углубленному ремонту, в месяц планируем реанимировать 4 машины, а если будет необходимость, и больше.
Автобус МАЗ-203, над которым «колдовали» всей бригадой, на днях вышел на линию. Ремонтникам он доставил много хлопот. Пришлось поменять обшивку, сидения, пол, полностью перекрасить транспортное средство.
Со временем в процессе эксплуатации изнашиваются не только механизмы, но и несущие конструкции автобуса. Кузовным ремонтом занимаются специалисты с солидным стажем, новичкам просто не справиться. Бригадир Станислав Лукашевич специализируется по кузовному ремонту, он умело расставляет людей на участке. Сам берется за самые ответственные и сложные операции.
Рихтовщик кузовов Валерий Мойсеевич в своей профессии 18 лет, много техники повидал, и у него свои замечания.
– Проблема в том, что у современных автобусов ферма менее устойчивая, металл не такой прочный, поддается коррозии, – поясняет Валерий Францевич. – Страдают те области, где большие нагрузки. Машины выхаживают 11 лет, не более, а потом начинают «сыпаться». А вот к примеру, те же «Икарусы» эксплуатировались по два десятка лет, их ремонтировали, и они еще не один год работали. Какой крепкий был металл! Углубленный ремонт проводили постоянно – меняли наружную обшивку, сидения, ферму переваривали. Все это мы делали, осталось только вспомнить.
При углубленном кузовном ремонте транспортное средство приходится полностью расшивать, снимать всю обшивку, переваривать ферму и боковины, колесные арки и оконные рамки. В кузовном ремонте все сложное, отмечают специалисты участка, бывает, машина так разбита, что ее нелегко сложить. Кузовщики как конструкторы, должны умело воссоздать потерянный облик транспортного средства, восстановить правильную геометрию автобуса. Иначе при соединении элементов (окон, дверей) не избежать перекосов и нестыковок. Рабочие имеют дело не с детскими кубиками, а с тяжелыми металлическими элементами транспортного средства. Чтобы поднять, перевернуть громоздкие детали, нужны усилия.
В салонах автобусов, как в квартире, порой приходится ремонтировать все, начиная от пола до потолка, окон и дверей. Обшивка, по словам специалистов, нестойкая, от влаги деформируется, есть претензии и к материалам, из которых сделано напольное покрытие.
У каждого специалиста свой фронт работ. Электрогазосварщик с двадцатилетним стажем Александр Коретников отмечает – главное определиться, с чего начать работу, и делать по совести.
– Моя профессия довольно рискованная, – говорит Александр Владимирович. – Это не только красивый фонтан брызг, из него должен выйти правильно грамотно выполненный металлический шов, который должен быть прочным и надежным. В транспортном средстве используется разный материал, и каждый вид по-особому сваривается.
Своим опытом мастер делится с другими. Коретников уверен: выучишься, если захочешь. Те рабочие, которые учились у Коретникова, сами обучают других и благодарны за полученные практические знания. Недавно пришел в коллектив Александр Яковец. Благодаря тому, что он попал в хорошую бригаду, где каждый готов помочь и подсказать, Александр не чувствовал затруднений и смог быстро освоить тот объем работ, что ежесменно приходится выполнять. Сварочное дело непростое, поэтому постоянно консультируется у более опытного товарища, впитывает лучшие профессиональные качества наставника.
В «переодевании» автобуса свою задачу выполняют специалисты обойного участка. Инна Дунаева и Татьяна Бодрова привыкли к срочной работе. Сетуют только на то, что чехлы для автобусов изготавливаются из дорогостоящего материала и приобрести его не так просто. Для экономии приходится из двух-трех поношенных чехлов выкраивать детали и сшивать один.
После всех сложных ремонтных операций по углубленному ремонту транспортное средство отправляется на покраску, откуда автобус выходит как новенький.
Специалисты бригады, кроме углубленного ремонта, заняты на операциях по текущему ремонту. Объемы работ большие, в месяц ремонтируется более 30 машин. Как отметил мастер Бутер, текущий ремонт – это тот вид ремонта, где от людей требуются такие качества как оперативность, сноровка, умение быстро найти выход из сложившейся ситуации.
– Текущий ремонт не планируется, случилась поломка – делай, – говорит Леонид Иванович. – Плановые ремонты ТО-2, к примеру, проще. Есть больше времени для выполнения той или иной операции. Кузовщики нашей бригады постоянно помогают на ТО-2.
У многих рабочих не одна, а несколько смежных специальностей. Ремонтные участки славятся высококлассными технически грамотными специалистами. Ремонтники не стоят на месте, постоянно учатся, стараются глубже разбираться в современных машинах.
– Все ремонтные участки достаточно хорошо оборудованы. У нас есть необходимые инструменты, приспособления. Дело за людьми, которые проводят ремонты. Отдавая эксплуатационникам машину, мы отвечаем за ее качество, – сказал в завершение нашей беседы мастер Леонид Бутер.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора