| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1374 ( 11.10.2019)


  • ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ

Николай Гапанович: «Трамвай будет развиваться»

В дни значимых дат, к которым, безусловно, относится 90-летие открытия трамвайного движения в Минске, по традиции мы предоставляем слово руководителю филиала-именинника. О проблемах и успехах сегодняшнего дня, о ближайших задачах и долгосрочных перспективах рассказывает директор трамвайного парка Николай Гапанович.


– Николай Станиславович, в должности директора филиала вы работаете всего лишь год. Каким он был для вас?
– Это был год знакомства с парком и его работниками. В новый коллектив шел с определенным волнением: как меня примут, поддержат ли, удастся ли реализовать задачи, поставленные руководством предприятия. Но мне повезло (улыбается): тогда проходила реконструкция трамвайного пути, и трамвайный парк принимал активное участие в ее завершении. Именно в это время, в работе, и состоялось наше знакомство. Организация труда, способности коллектива, его исполнительность, трудолюбие, ответственность – все положительное сразу проявилось на практике. Люди без вопросов выходили на субботники, все прекрасно понимали, что поставленные задачи необходимо выполнить. Поэтому лучший способ узнать коллектив – принять участие в совместной работе.
На сегодняшний день списочная численность работников филиала составляет 786 человек. Отмечу, что среди них очень много опытных, высококвалифицированных специалистов со стажем свыше 30 лет. Здесь сложился костяк работников с богатым практическим багажом, и при этом коллектив омолаживается. Приходит молодежь с новыми знаниями, идеями, которые есть где применить. Недаром трамвайный парк на предприятии всегда был первопроходцем во внедрении всех инноваций. Значит, нам доверяют, считают, что результат будет.
Активно идет ознакомление с производством, изучение специфики. У электротранспорта немного иная, чем у автотранспорта, технология работы, организация труда и производства. Но главным подходом в своей работе считаю создание комфортных и безопасных условий труда, проживания и отдыха работников, справедливое отношение к людям. При этом нельзя забывать о прописных истинах: требованиях по охране труда, соблюдении трудовой, технологической, финансовой дисциплины. Все это – залог максимальной производительности и экономической стабильности предприятия.

– Какие основные проблемы приходится решать сегодня?
– Очень хотелось бы привести в порядок территорию. Мы продолжаем эту кропотливую работу, отремонтировали дорожное покрытие и поменяли рельсы на въезде в парк от проходной в направлении транспортного цеха. После замены теплотрассы заасфальтировали участок дороги от производственного корпуса до центрального склада. Для благоустройства всей территории необходимо заменить рельсы, которые уложены с момента основания трамвайного парка, заменить стрелочные переводы, устроить твердое покрытие на площадке расстановки трамваев, построить дорожные связи в местах, которые сейчас напоминают направления передвижения и многое другое.
Необходимо проводить дальнейшую модернизацию производственной базы. Один из важнейших участков, который нуждается в модернизации, – малярный участок. На данный момент разработана предпроектная документация для монтажа малярной камеры. Острая потребность стоит в обустройстве участка для обточки бандажей без выкатки тележек, шлифовке рельсов, подверженных волнообразному износу, с применением специальной машины. Также требуется ремонт в таких подразделениях, как транспортный цех, слесарный участок, электроучасток и др.
А в целом год выдался очень насыщенным. Ввели в эксплуатацию учебный класс, сделали монтаж водоотливной системы кровли производственного корпуса, провели модернизацию двух теплоузлов с установкой автоматики. В моечном корпусе заменили окна на стеклопакеты.
Завершается ремонт в левом крыле общежития филиала на ул. Ботанической, 7. Поставлена задача – к празднику завершить ремонт, сделать нашим работникам такой подарок. Поэтому сейчас РСУ работает в усиленном режиме. В этом году провели ремонт сушильных комнат на каждом этаже, сделали постирочную. В дальнейшем планируем выполнить текущий ремонт кухонь, коридоров, замену электропроводки, установку систем извещения о пожаре и систему видеонаблюдения.

– В парке уже давно не было обновления подвижного состава. Какой на сегодняшний день средний возраст минского трамвая?
– 12,2 года. Обновление подвижного состава – это важнейшая задача, которая стоит сегодня перед трамвайным парком. Наша производственная база – 137 вагонов, из которых семь уже выработали свой ресурс, но по-прежнему эксплуатируются. Соответственно, растут затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Вагоны, которые мы эксплуатируем, устарели, не соответствуют современным требованиям в части уровня пола, кондиционирования, эргономики и комфорта. Тем не менее в разрезе «Минсктранса» у нас в парке самый высокий коэффициент технической готовности, самый низкий показатель потерь линейного времени, меньше всего подвижного состава находится в ремонте. И это еще одно убедительное подтверждение высокого профессионализма коллектива филиала.

– Сейчас вы тестируете трамвай «Метелица» производства ЗАО «Штадлер – Минск». Что скажете о новом подвижном составе?
– Очень нравится. В ходе опытной эксплуатации выявились незначительные недостатки, и производитель обязуется их устранить. Среди достоинств новой техники – плавность хода, комфортные условия поездки, удобства сидений, наличие кондиционеров, система отопления, внешний вид. Трамвай вместительный, низкопольный. Низкопольность – это самое главное условие при закупке следующего подвижного состава. Больше никаких ступеней.

– Сейчас в городе рассматривается идея развития скоростного трамвая. Строительство новых линий – пусть и заманчивая, но долгосрочная перспектива. Что уже сегодня делается для повышения роли трамвая в системе транспортного обслуживания населения?
– Нами изучен опыт организации трамвайного движения в Санкт-Петербурге, Казани и Варшаве. В этих городах большинство путей – обособленные, зачастую ограждены. К примеру, в Варшаве и Казани 80 процентов путей являются обособленными, и на перекрестках у трамваев – приоритет проезда. Эти меры существенно влияют на среднеэксплуатационную скорость и пассажиропоток, а главное – на безопасность перевозок.
Некоторые шаги в этом направлении уже начали делать в Минске. В настоящее время ведутся работы по определению участков, которые можно оградить. В местах, где пути обособлены, планируется с двух сторон установить ограждение, а на совмещенных с проезжей частью путях рассматривается возможность установки межпутного ограждения. Полагаем, что эти меры позволят повысить безопасность движения, ведь сегодня масса дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений ПДД сторонними водителями, в частности из-за совершения левого поворота.
Реализация задачи по обособлению пути поможет не только снизить аварийность, но и повысить эксплуатационную скорость. На сегодняшний день средняя эксплуатационная скорость трамвая – 15,6 км/ч. В Варшаве – 18,1 км/ч, на опытном участке в Петербурге около 25 км/ч. Если мы достигнем такой скорости – это прямой путь к снижению себестоимости перевозок. Вдобавок, при оснащении парка новой современной техникой, этот вид транспорта сможет конкурировать с другими видами транспорта. Пассажиры вновь поверят в трамвай, начнут им пользоваться активнее. Трамвайное движение будет развиваться. Я в этом уверен.

– Николай Станиславович, вы так увлеченно рассказываете о перспективах… А я недавно просматривала историю развития трамвая и была немало удивлена тем фактом, что еще в пятидесятых годах прошлого столетия в Минске было семь трамвайных маршрутов, тогда как сейчас, спустя семь десятилетий, у нас всего лишь восемь маршрутов. Или, к примеру, такой факт: в прошлом году услугами трамвая воспользовались около 30 миллионов пассажиров…
– Да, исторические факты – вещь упрямая. 30 миллионов пассажиров минские трамваи перевозили уже в 1930-х – начале 1940-х. Бывали годы, когда трамваи перевозили гораздо больше пассажиров, чем сейчас.
На протяжении длительного времени трамвай был незаслуженно забыт. Я рад, что в последнее время этому виду транспорта стали уделять внимание. Трамвай имеет большой потенциал для развития по сравнению с остальными видами наземного транспорта, прежде всего, за счет большой провозной способности (к примеру, пассажировместимость «Метелицы» 258 человек). Среди основных преимуществ – использование дешевой электрической тяги, длительный срок эксплуатации трамвайных вагонов. У современных трамваев он составляет 30 лет. Плюс мобильность, удобство, экологичность. А затраты на строительство трамвайной линии со строительством метро даже сравнивать не надо.
Реализация проекта скоростного трамвая в Минске станет огромным шагом вперед, позволит выйти в транспортном обслуживании населения на совершенно другой уровень. Со своей стороны могу с уверенностью сказать: все, что зависит от коллектива трамвайного парка, и даже больше, будет сделано.

– Что пожелаете коллективу в канун юбилея?
– В преддверии праздника хочу пожелать всем работникам крепкого здоровья, успехов в профессиональной деятельности, благополучия и достатка в семьях. Чтобы, не взирая на опыт и стаж, не останавливались на достигнутом, развивались, помогали молодежи в реализации задач, стоящих перед предприятием.
Отдельно хочу выразить глубокую признательность и уважение нашим ветеранам, бесценный опыт которых бережно передается из поколения в поколение. Уверен, что, сохраняя и приумножая эти славные традиции, мы будем успешно решать стоящие перед коллективом задачи, способствуя дальнейшему развитию предприятия.

Беседовала Тамара МОРОЗОВА




  • МИНСКОМУ ТРАМВАЮ – 90 ЛЕТ

Женское звено

Коллектив водителей – это слаженная команда, без которой не смог бы функционировать ни один парк, а в столице – не получилось бы организовать работу общественного транспорта. Особенность трамвайного парка в том, что его состав преимущественно женский.


Вторая колонна объединяет 118 водителей: 101 женщина и 17 мужчин. Они работают по трем городским маршрутам – одиннадцатому, седьмому и шестому, который, к слову, является самым длинным в городе. Руководит колонной Дмитрий Бурый. Начальник отвечает за закрытие маршрутной сети, сбор выручки, обеспечение культуры обслуживания, безопасность движения. Нередко к пяти часам утра в отсутствии на выпуске заместителя колонны он торопится в парк – проконтролировать этот процесс. В это время водители разъезжаются отсюда по разным городским направлениям. Встретить водителей колонны можно не только в парке и на вышеперечисленных маршрутах, но и на диспетчерских станциях – «Зеленый Луг», «Озеро», «Серебрянка». На последней из них и находится кабинет Дмитрия Михайловича.
«За десять лет на этой должности я научился находить ко всем индивидуальный подход, потому что без этого руководить женским коллективом очень тяжело. Образно выражаясь, их невозможно поставить в строй. Если и пойдут, то все с разной ноги, – говорит начальник второй колонны. – Сам начинал водителем в 1996 году. Когда управлял трамваем, старался не допускать никаких нарушений, соблюдать требования охраны труда и Правила дорожного движения, не получать жалобы от пассажиров. Став начальником, начал требовать того же от подчиненных. К слову, шесть из нынешних работников колонны учились со мной в одной группе на водительских курсах. За последнее десятилетие у нас сложился сплоченный стабильный коллектив с хорошим микроклиматом. Я им очень доволен».
Периодически коллектив пополняется новичками. В этом году шестеро из двенадцати выпускников курсов были распределены во вторую колонну. «Отрадно то, что профессия по-прежнему популярна, на ней останавливает свой выбор молодежь, хотя есть и люди в возрасте, – говорит начальник колонны. – В моем подразделении примерно половина людей предпенсионного возраста, и столько же работников, которым от 35 до 40 лет».
В 90-х годах, работая на линии, Дмитрий Михайлович заочно окончил Минский политехнический колледж по специальности «техник-электрик». Был одним из первых водителей, которому довелось участвовать в обкатке первых трамваев АКСМ, в совершенстве знает, как они устроены.
Личным примером Дмитрий Бурый доказывает: если по-настоящему предан своей профессии, то ничто не помешает совершенствоваться и расти. Своему коллективу и всему трамвайному парку желает безаварийной работы и довольных пассажиров.

Ольга ДУБОВИК, фото автора




  • ___________________________________________________________

Любимый маршрут

Водитель трамвая – одна из самых интересных городских профессий, считает ее обладательница Ольга Кшесинская.


Начала свою трудовую биографию в 1998 году. Говорит, что раньше эту работу предпочитали люди в основном из сельской местности. Сейчас водительский состав изменился. Профессию водителя выбирают минчане со средним специальным и высшим образованием. «Я тоже изначально получила высшее образование, хотела стать ветврачом. Но в те годы сложно было устроиться по специальности, и мое внимание привлекла работа водителя. Так приятно было наблюдать за красивыми женщинами, которые важно, с гордой осанкой, вели свои вагоны по Минску», – говорит Ольга Кшесинская.
Как одной из наиболее способных выпускниц, ей доверили трамвайный маршрут № 6 «ДС «Зеленый Луг» – ДС «Серебрянка» – самый протяженный в столице. От одной станции до другой – 15 километров, которые мы преодолеваем за 56 минут. «Уже долгие годы это мой любимый маршрут. Смена на нем пролетает незаметно. Пока едешь из одного конца города в другой, наблюдаешь за всеми изменениями в столице, за тенденцией моды, за поведением людей, – говорит водитель. – Мне нравится, что работа водителя всегда на виду. Многие здороваются, узнают, когда, например, захожу в магазин за покупками».
Непременные качества современного водителя – дисциплинированность, ответственность и грамотность. Сегодня для водителя мало хорошо управлять транспортным средством, надо знать его и поддерживать в технически исправном состоянии. А это значит, вовремя готовить заявки на ремонт, проверять качество выполненных на ремзоне работ, контро­лировать и соблюдать чистоту и порядок в салоне машины. Возложена на водителей и функция по реализации талонов. Ольга Валентиновна в среднем ежемесячно продает полторы тысячи билетов. Это – весомый вклад не только в копилку филиала, но и хорошее подспорье для семейного бюджета. С конца мая в трамваях маршрута № 6 заработал сервис оплаты проезда бесконтактными банковскими картами, а также с мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC. «Это имидж и города, и нашего предприятия. Такой сервис должен обязательно развиваться, – отмечает водитель. – Но и у меня люди по-прежнему приобретают много талонов. Маршрут проходит через центр города, спрос всегда есть».
Несмотря на знания и опыт, Ольга Кшесинская постоянно совершенствует свое мастерство. В ближайшее время планирует освоить управление трамваем «Метелица» производства ЗАО «Штадлер-Минск». «Коллегам желаю зеленой улицы, улыбчивых пассажиров, семейного благополучия, послушных деток, и чтобы в жизни всегда оставалось место для увлечения».

Ольга ДУБОВИК, фото автора




  • __________________________________________________

Ночной директор

Дмитрий Пучок – потомственный транспортник, представитель славной династии. В сфере пассажирских перевозок трудились его отец, мать, дядя, тетя, продолжает трудиться супруга. Между прочим, общий стаж всех членов семьи Пучок в «Минсктрансе» составляет более 150 лет.


Сегодня Дмитрий Пучок руководит ночной сменой трамвайного парка. По мере того как вагоны возвращаются с линии, начинается планомерная подготовка к утреннему выезду. Начальник смены, или как его называют в обиходе «ночной директор», координирует работу слесарей, мойщиц-уборщиц подвижного состава, маневровых водителей и одновременно держит в поле зрения все, что происходит в филиале после 20.00.
В чем заключается подготовка к выезду? Трамваи проходят через мойку, затем их отправляют на ежедневное обслуживание, где подвижные единицы осматривают и устраняют недостатки. Потом вагоны идут на расстановку с учетом времени выезда. Важна последовательность, ведь трамвай объехать впереди стоящую единицу не может. Каждый водитель должен ранним утром выехать на линию согласно расписанию. Обычно все происходит именно так – значит, ночная смена сработала на пять баллов.
Мы поинтересовались у Дмитрия Викентьевича, с каким настроением он встречает 90-летие трамвайного движения.
– Настроение хорошее. Удивляет, как быстро бежит время, кажется, недавно, праздновали 70, 80-летие минского трамвая. Однако при этом нельзя не отметить: в парке многое изменилось, в том числе условия труда, проведена модернизация цехов и участков, мы стали работать более эффективно и качественно, – говорит он. – Конечно же, хотелось бы встретить и 100-летие трамвайного движения. Уверен, что у трамвая большое будущее и большие перспективы. Город растет, развивается, и ему нужен экологически чистый транспорт.
Своим коллегам в канун праздника Дмитрий Пучок желает успехов, бодрости духа. А еще – любить свою работу и ценить тех, кто рядом.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора




  • 14 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ МАТЕРИ

«Я из тех людей, которые все успевают»

– Ничего сверхъестественного или романтичного из разряда «я со школьной скамьи мечтала о такой профессии» сказать не могу, – смеется водитель трамвая Наталья Боброва. – Окончила Белорусский аграрный технический университет, получила специальность инженера-механика и… поступила на водительские курсы. Почему-то мне показалось, что это может быть интересным.


Интерес к новому делу, неожиданно появившийся в 2005 году, сохраняется до сих пор. «Я действительно люблю то, чем занимаюсь, – признается Наталья Владимировна. – В отличие от большинства людей мне не нужно заставлять себя ходить на работу».
Наталья Боброва работает на два выезда, обслуживает разные маршруты: № 1, 3, 4, 5. Но самым насыщенным и разнообразным считает «единичку»: «Мне нравится вокзал с его бурной жизнью, изобилием людей. И, ко всему прочему, «единица» – маршрут продолжительный, что тоже можно отнести к разряду достоинств».
В перерывах между утренней и вечерней работой на линии Наталья идет домой, в общежитие на Ботанической, 7, чтобы заняться текущими делами, которых всегда хватает. Вместе с супругом Леонидом Лазаревичем, маневровым водителем трамвайного парка, они воспитывают троих детей: 13-летнюю Елизавету, 7-летнюю Софью и полуторагодовалого Тимофея.
На вопросы о незавершенном отпуске по уходу за ребенком (Наталья Боброва вышла на работу, когда Тимофею исполнилось всего 11 месяцев) и как с такой профессией можно все успевать и уж тем более – высыпаться, водитель удивленно отвечает:
– Не понимаю, зачем жить на «детское» пособие, если можно получать полноценную зарплату? Тем более нам ничего не мешает это делать, я работаю днем, муж – в ночное время. Справляемся. Сейчас еще и мама помогает, спасибо ей. Кстати, мой второй «декрет» завершился, когда Соне было полгода. Как успеваю? Просто я отношусь к той категории людей, которые успевают все. Что касается сна, то да, действительно не высыпаюсь. Но меня это нисколько не расстраивает, поскольку явление-то временное: пока сын маленький. Но и сама по себе спать долго не люблю, считаю, что тогда что-то не успею, пропущу что-то важное, интересное…

Обе дочери Натальи Владимировны на профессиональном уровне занимаются синхронным плаванием. И если Лиза, которая в семье считается взрослой и вполне самостоятельной, уже давно ходит в школу и на тренировки одна, то второклассницу Соню еще приходится сопровождать.
– Утром детьми занимается муж, я их не вижу, ухожу на работу, когда все спят. А уже из школы Софью забираю я. Домашние дела у меня между выездами, вечером – уроки и всякие мелочи. Если требуется помощь, всегда поможет Лиза. С такой загруженностью ей, конечно, некогда, но, стоит позвонить и попросить, дочь не откажет: и пропылесосит, и пол протрет, и посуду помоет, и за братом присмотрит. Правда, присматривать за Тимофеем нужно постоянно, он может находиться в трех местах одновременно. Но мальчишки ведь такими и должны быть, – улыбается Наталья Владимировна. – Дети – это бесконечное счастье, огромная радость. Вообще, когда в семье много детей, они растут совершенно другими, самостоятельными, любящими, заботливыми, сострадательными.
Вся жизнь многодетной мамы подстроена исключительно под детей: если отпуск, то только осенью или зимой (чтобы приучать к садику или водить в первый класс), если прогулки – то там, где нравится всем (в пар­ках или ботаническом саду), если день рождения – то такой, чтобы было интересно и долго помнилось (в боулинге, зоопарке, цирке). Невзирая на загруженность, Наталья Боброва не забывает и о себе, постоянно занимается спортом, придерживается правильного питания – мама всегда должна быть в хорошей форме.
– Всем женщинам желаю счастья, здоровья, терпения, чтобы сбывались заветные мечты и чтобы обязательно радовали дети, – поздравляет с наступающим праздником Наталья. – А коллегам еще хочу пожелать зеленой дороги!

Елена ИОСУБ, фото из архива Натальи БОБРОВОЙ