| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1381 ( 06.12.2019)


  • Крупным планом

«Точно знал, что стану водителем»

Водитель гаража РМЗ Сергей Кашкан связал свою жизнь с предприятием почти тридцать лет назад и достиг определенных успехов, о чем свидетельствует тот факт, что в этом году Сергей Антонович был награжден нагрудным знаком «Почетный работник государственного предприятия «Минсктранс».


Профессию Сергей Кашкан выбрал еще в школе. С 9 класса посещал занятия в УПК – учебно-производственном комбинате, где школьникам предлагалось несколько специальностей. Все мальчишки решили выучиться на водителя. Именно эта профессия и стала для Сергея Антоновича главным путеводителем в жизни и привела в пятый автобусный парк. Правда, случилось это уже после службы в армии.
– Мой отец работал водителем в колхозе на ГАЗ-53, – рассказывает Сергей Кашкан. – Так что с техникой я познакомился в раннем детстве. И вопрос о выборе профессии не стоял, главное – в какой коллектив попадешь, как устроишься. Мне повезло, что пришел в «Минсктранс». Здесь вырос как специалист, решил проблемы с жильем. Первое время жил в общежитии, затем, когда образовалась семья, от предприятия построил квартиру. Все сложилось удачно. Первое время был водителем-перегонщиком, поработал и на линии, а затем стал водителем автомобиля центральных авторемонтных мастерских. Когда мастерские перевели на завод, и я перешел на РМЗ.
Сейчас Сергей Антонович трудится водителем гаража ремонтно-механического завода. Для отдела снабжения из разных городов привозит ткани, пластмассу, полиамиды, комплектующие из металла.
– Всегда в разъезде. Для того чтобы привезти небольшую партию, гонять большегрузы невыгодно, поэтому используются микроавтобусы. Без дела не сижу, если нужно помочь филиалам техникой, РМЗ никогда не отказывает, – говорит Сергей Антонович. – Вспоминаю, каким завод был десять лет назад, когда мы только сюда перешли – как будто два разных предприятия. Сегодня здания, сооружения, материально-техническая база – все другое, все обновляется, модернизируется. Причем очень быстрыми темпами. И не только на РМЗ. Если в каком-то филиале не бывал год, можешь приехать и совершенно его не узнаешь. И это радует – наш «Минсктранс» развивается.
Как отметила заместитель директора по кадрам ремонтно-механического завода Оксана Вырвич, Сергей Кашкан скромный, порядочный, трудолюбивый человек. Несомненно, такие люди есть в каждом филиале, и чем больше их, тем крепче и сильнее коллектив.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора




  • НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ

Видеонаблюдение – всему наземному транспорту

В «Минсктрансе» завершается процесс оснащения подвижного состава системами видеонаблюдения. На финишную прямую вышли все филиалы предприятия: в каждый было поставлено необходимое количество комплектов. Самая большая партия в конце ноября поступила в трамвайный парк.


Если автобусные и троллейбусные филиалы получали системы видеонаблюдения постепенно, то трамвайке выделили оборудование сразу на все вагоны – 137 комплектов. Объясняется это тем, что основная часть трамваев парка ранее уже была оборудована видеорегистраторами, которые эксплуатировались на протяжении трех лет.
Трамвайный парк можно смело назвать филиалом-новатором. На его базе испытываются многие передовые технологии. Это касается и видеонаблюдения. Именно здесь впервые начали тестировать и внедрять различные видеосистемы, обращая внимание на такие параметры, как качество изображения, угол обзора, технические возможности, удобство в эксплуатации, надежность оборудования и прочее. Из-за повышенной аварийности и череды громких дорожно-транспортных происшествий осенью 2016 года было принято решение оснастить трамваи хотя бы автомобильными видеорегистраторами.
Напомним, что «старый» регистратор установлен в кабине за спиной водителя. У оборудования большой угол обзора, позволяющий контролировать дорожную обстановку по ходу движения трамвая и во встречном направлении, видеть боковые зеркала. Кроме того, камера «захватывает» рабочее пространство водителя и приборную панель управления транспортным средством. Для сохранности от повреждений и сторонних вмешательств видеоприбор в свое время поместили в специальный металлический корпус (так называемый защитный кожух), разработанный специалистами филиала и изготовленный из антивандального материала.
Безусловно, за весь период эксплуатации видеорегистраторы сослужили хорошую службу: система позволяла разрешать спорные вопросы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, конфликтными ситуациями, а также дисциплинировать водительский состав и пассажиров. Однако сейчас оборудование устарело как морально, так и физически. Вдобавок не самым простым был процесс извлечения информации. По словам начальника цеха технического обслуживания филиала Игоря Тереха, из 137 транспортных средств регистраторами было оборудовано 111 вагонов. На ноябрь текущего года некоторые видеорегистраторы вышли из строя и являются неремонтопригодными. Сейчас в трамваях будет эксплуатироваться видеосистема аналогичная той, которой оснащены автобусы и троллейбусы предприятия.
– Первым делом видеосистему начали устанавливать в вагонах, где регистраторов не было вообще. Затем приступили к замене старого оборудования, – рассказывает Игорь Александрович. – В соответствии с утвержденной «Минсктрансом» схемой вагон оснащается видеорегистратором и четырьмя камерами. Две из них находятся в кабине: одна расположена на приборной панели и «смотрит» на дорогу, другая направлена на водителя и окошко для реализации билетной продукции. Третья камера установлена в салоне возле передней двери, четвертая – снаружи по правому борту транспортного средства. В многосекционных вагонах соответственно видеокамер больше, там их семь. Как известно, современная система будет функционировать в режиме реального времени и позволит дистанционно наблюдать за вагоном и водителем.
Монтируют систему видеонаблюдения в трамвайном парке, как и во всех филиалах, собственными силами. Оборудованием вагонов занимается бригада слесарей по ремонту подвижного состава, затем подключаются специалисты отдела АСУ. Правда, прежде чем работа была поставлена на поток, трамвайку посетили представители фирмы-поставщика и организовали так называемый шеф-монтаж: первый вагон оснащался непосредственно под их руководством. Как отмечают в филиале, процесс установки системы видеонаблюдения довольно трудоемкий. Но здесь транспортникам в помощь богатый опыт: трамвайный парк первым в «Минсктрансе» устанавливал не только видеорегистраторы, но и навигационные терминалы водителей, и автоматизированную систему оплаты и контроля проезда. Все оборудование специалисты филиала монтировали самостоятельно.
Не секрет, что на сегодняшний день система видеонаблюдения является неотъемлемой частью перевозочного процесса. Как показала практика, оснащение маршрутных транспортных средств предприятия видеооборудованием позволяет решать целый ряд важнейших задач. В первую очередь – повышать безопасность пассажирских перевозок. Установленные в общественном транспорте камеры дают возможность вести видеоконтроль за работой водителя, его общим физическим и психологическим состоянием, позволяют избегать потенциальных проблем, связанных с обращениями граждан. Вдобавок использование системы видеонаблюдения способствует повышению качества пассажирских перевозок, позволяет контролировать общественный порядок и обстановку в салонах, следить за дорогой, что особенно актуально в случаях возникновения и последующего разбора дорожно-транспортных происшествий, а также для оказания правовой защиты водителя. Другими словами, плюсов у видеосистемы много. В то время как ее отсутствие наоборот создает множество проблем в сложных ситуациях.
Отрадно, что долгий и трудоемкий процесс оборудования подвижного состава предприятия практически закончен.
Остается добавить, что к концу нынешнего года все автобусы, троллейбусы и трамваи будут выходить на линию оборудованные системами видеонаблюдения.

Елена ИОСУБ, фото автора




  • РЕЗОНАНС

В любой ситуации оставаться профессионалом

Разногласия с пассажирами при работе на линии – не редкость. Анализ показывает, что значительная их часть происходит при продаже билетов в салонах подвижных единиц.


Резонансный случай в автобусе № 73 – тому подтверждение. В начале недели интернет-порталы разместили сообщение: пассажир хотел приобрести талон, а водитель показал ему фигу, затем потребовал выйти из автобуса. К тексту прилагалось снятое на телефон видео с изображением комбинации из трех пальцев в окошке и короткий фрагмент: водитель вошел в салон, чтобы выпроводить «оператора», мотивируя тем, что его поведение угрожает безопасности движения.
Что же произошло на самом деле? Чем так разозлили водителя, который обслуживает маршруты не первый год?
Заместитель директора АП-6 Сергей Кравченко пояснил: достоверно установить, что предшествовало конфликту, не представляется возможным. Камеры видеонаблюдения в автобусе МАЗ-215 (год выпуска 2014) установлены таким образом, что снимается только дорога, двери и задний ход.
При разборе данного инцидента взяли объяснения у водителя (по его словам, все началось с того, что пассажир хотел рассчитаться за талон 10-рублевой купюрой, а сдачи не оказалось), изучили информацию с интернет-сайтов. С определенной долей вероятности можно говорить о том, что водителя спровоцировали на конфликт. Случай напоминает нашумевшую историю с гомельской учительницей. Однако вина водителя очевидна: поддавшись на провокацию, он нарушил инструкцию. За это привлечен к ответственности.
– У нас регулярно проводятся занятия с водителями, в том числе и по культуре обслуживания. Всегда говорю: среди пассажиров есть немногочисленная категория тех, которые провоцируют конфликты. С этим мы ничего не можем поделать: вынуждены работать в таких рамках. Чтобы избегать неприятных ситуаций, водителю нужно в некоторой мере быть психологом, четко следовать инструкциям и в любых ситуациях вести себя профессионально, – убежден Сергей Кравченко.
Также заместитель директора АП-6 отметил, что нарушивший инструкцию водитель работает в парке 10 лет, на хорошем счету. Он обслуживает маршрут № 73 достаточно давно, всегда привозил хорошую выручку, и до этого случая вопросов по культуре обслуживания к нему не было. Почему на этот раз не смог сдержаться – непонятно. Видимо, забыл, что работа водителя – всегда на виду. Сегодня любой пассажир при желании перевоплощается в оператора, блогера, транспортного критика, – назваться можно как угодно. Ему ничего не стоит вывести водителя из себя, а затем – заснять реакцию, выложить на ютюб, собрать побольше просмотров и представить перевозчика в невыгодном свете. Если же водитель в ответ на провокации демонстрирует спокойствие и невозмутимость, то снимать его не интересно.

Светлана НАРЕЙКО




  • АКТУАЛЬНО

Датчики топлива: в чем польза?

В конце прошлого года автобусы «Минсктранса» начали оборудовать датчиками уровня топлива. Сегодня они установлены на большей части подвижного состава. В частности, в АП-5 с датчиками 316 машин (около 90% от общего количества). Мы поинтересовались у специалистов, какой это принесло эффект, в чем преимущество современных средств контроля за расходом топлива.


В АП-5 проинформировали, что подвижной состав оборудовали датчиками поэтапно: в декабре 2018-го специалисты ЗАО «Мехатроника» установили первую партию (121 ед.), в апреле-мае 2019-го – вторую (121 ед.), в ноябре – третью (74 ед.).
– Мы используем датчики и программный модуль учета топлива (ПМУТ) как комплекс средств, позволяющий эффективно контролировать расход топлива по парку, – отмечает начальник сектора по учету ГСМ АП-5 Ирина Авижич и по просьбе корреспондента показывает, как работает программа. – Сами датчики подключены к навигации. В ней есть вкладка ПМУТ: можно выбрать любой автобус и посмотреть, как он расходует топливо. Вот, например, мы видим ровную черту – машина на стоянке в парке. В 5.12 она выехала на маршрут – уровень плавно снижается. Это – норма, так и должно быть. Если появляется скачок или снижение – нужно разбираться. Вот снова пошла горизонтальная черта – видимо, водитель стал на обед. Опять плавное снижение. А здесь мы видим резкий подъем: автобус заправился.
Программа анализирует информацию и формирует, обозначая восклицательным знаком, отдельный список автобусов, по которым датчики зафиксировали скачки. Задача специалистов – внимательно посмотреть данные ПМУТ и определить причину. Датчики достаточно чувствительные и могут показывать небольшое снижение, даже если автобус, двигаясь по маршруту, наехал на «спящего полицейского». К водителю тогда нет претензий. А вот когда график расхода идет вниз во время отстоя, то составляется рапорт и осуществляется разбор, поднимаются данные видеонаблюдения.
Показывая на экране монитора список автобусов, помеченных восклицательным знаком, Ирина Авижич поясняет: нельзя исключать и того, что датчики некорректно передают информацию. Такие случаи фиксируются и оперативно передаются специалистам ЗАО «Мехатроника», так как последняя партия еще тестируется. К слову, при установке датчиков представители этой фирмы тарировали баки, то есть перепроверили объемы точными приборами по утвержденной технологии. Это важно для учета, поскольку, как показывает практика, в одинаковой модели автобусов с одними и теми же характеристиками объемы баков могут быть от 218 до 225 литров. Весьма ощутимое расхождение.

Говорить об экономическом эффекте от внедрения датчиков пока еще рано, но он однозначно есть. Пройдет чуть больше времени – можно будет просчитать. Однако специалисты сектора по учету ГСМ уже убедились: очевидный плюс в том, что теперь можно видеть реальный расход топлива на маршрутах за любой период (смену, неделю, месяц) и корректировать нормы как в сторону увеличения, так и уменьшения.
Еще одно преимущество: стало проще вести разъяснительную работу с водителями. Если возникает претензия («У меня пережог, потому что неправильные нормы»), можно открыть данные и вместе с водителем посмотреть, где, на каком маршруте и в какие дни наблюдался перерасход. Причины могут быть разные: от технеисправности подвижной единицы, возникшей во время работы на линии, дорожной обстановки, погодных условий до индивидуальной манеры вождения водителя. Нужно сравнить, укладываются ли в норму другие водители в аналогичных условиях, определить, почему произошел пережог и как избежать его в последующем.
Используя данные ПМУТ, специалисты сектора по учету ГСМ получают оперативность в работе. Нажатием нескольких клавиш можно открыть карточку учета топлива по отдельно взятому водителю. Больше не нужно запрашивать информацию в отделе перевозок и ждать, пока обработаются путевые листы. Все данные уже есть в программе: когда водитель выехал, когда вернулся, сколько заправил топлива, каковы остатки при возвращении в парк. Плюс еще и в том, что программа позволяет получать дополнительный отчет по заправкам топлива за любой период. «Мы видим, где водитель заправлялся, когда, в какое время. Можно с легкостью проверить, все ли топливо попало в бак. Это дисциплинирует эксплуатационников», – говорит Ирина Авижич.
Датчики помогают снимать остатки топлива при заезде в парк. У механиков ОТК установлена такая же программа, как и в секторе по учету ГСМ. Раньше для того, чтобы снять остатки, приходилось перемерять, вносить цифры в путевой лист, а при необходимости – отправлять машину на дозаправку. Это требовало времени, зачастую при массовом съезде автобусов образовывалась очередь. Сейчас процесс упростился и, самое главное, ускорился.

Установка датчиков облегчила работу не только техническим специалистам, но и водителям. Находясь в кабине, они могут на терминале видеть уровень топлива в баке и определять, когда следует заправляться. В пересменку отработавший водитель и его напарник снимают показания, сверяют с данными в путевом листе. Все прозрачно и четко. Тогда как в машинах без датчиков топлива водители либо верят друг другу на слово (нередко потом возникают спорные моменты), либо проверяют уровень топлива путем заправки до полного бака.
Кроме того, ориентируясь на показания датчика, водителям проще высчитать объем, которым нужно дозаправить машину, чтобы хватило до конца смены и на следующий выезд. Раньше все определялось приблизительно, исходя из объема бака и среднего расхода по маршруту. Многим, особенно молодым водителям, было сложно разобраться в этом – приходили консультироваться в сектор ГСМ, а на заправку ехали с калькулятором. Сейчас все гораздо проще.
Учитывая, что затраты на топливо занимают существенную долю в общих расходах автотранспортного предприятия, установка датчиков не только оправдана, но и необходима. Эффективный контроль позволяет корректировать нормы, избегать перерасхода, предупреждать случаи сливов и недозаправок.

Светлана НАРЕЙКО




  • ПО ФАКТУ

Чтобы пассажирам было теплее

Участились обращения на горячую линию «Минсктранса» по поводу низкой температуры в салонах общественного транспорта, особенно – на ранних рейсах. Чем больше остановочных пунктов по пути следования, тем холоднее. Это вызывает недовольство у пассажиров: мерзнуть не хочется никому.


В производственно-техническом отделе предприятия пояснили, что в целях обеспечения комфортных условий перевозки установлен следующий порядок работы отопительного оборудования. Включение контуров отопления салонов автобусов, использующих технологическое тепло от работы двигателя, осуществляется ежегодно в период с 15 октября по 15 апреля. Кроме того, при температуре воздуха окружающей среды от минус 5 °C (включительно) и ниже эффективность работы системы отопления городских автобусов повышается за счет включения вентиляторов отопителей салонов.
В троллейбусах, трамваях и электробусах включение системы отопления производится при температуре воздуха окружающей среды от 0 до минус 5 °C – с момента выезда на линию до 08:00, при температуре воздуха от минус 5 °C (включительно) и ниже – на протяжении всего времени работы на линии.
Соответствующая информация размещена на главной странице корпоративного сайта.

Светлана НАРЕЙКО




  • ОСТРЫЙ РАКУРС

В фокусе камеры – расклейщики рекламы

Опоры контактной сети, находящиеся на балансе филиала «Служба энергохозяйства» – одно из любимых мест для распространителей незаконной рекламы.


В последнее время наблюдается всплеск несанкционированной рекламы. Где большой пассажиропоток – там и рекламный мусор. Как рассказал заместитель директора филиала «Служба энергохозяйства» Николай Тюнин, основной «площадкой» для рекламы являются опоры освещения, находящиеся в ведомстве УП «Мингорсвет» и опоры контактной сети государственного предприятия «Минсктранс».
В соответствии с Правилами благоустройства и содержания города Минска, утвержденными решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 года № 252, государственное предприятие «Минсктранс» является специализированной организацией, ответственной за состояние опор контактной сети и осуществляет работы по содержанию их в надлежащем состоянии.
– В хозяйственном ведении предприятия около 16 тысяч опор контактной сети, металлических и железобетонных. На содержание этих конструкций наше предприятие могло бы тратить гораздо меньше средств, если бы не «работа» рекламодателей. Сотрудникам филиала приходится очищать опоры от рекламных объявлений, на что расходуются значительные финансовые и трудовые ресурсы, – говорит Николай Тюнин. – Клеевые составы, используемые при наклеивании объявлений, имеют такой химический состав, что очистить опору бывает невозможно, приходится ее перекрашивать. В филиале «Служба энергохозяйства» подсчитали: чтобы привести в порядок одну опору, требуется в среднем около 7 рублей. При том, что иногда приходится освобождать одни и те же опоры от рекламного мусора по несколько раз в день.
В 2019 году в штатное расписание предприятия была введена профессия – «чистильщик», всего 9 штатных единиц. Это люди, которые ежедневно делают обход участков вдоль проезжей части и очищают опоры от несанкционированной рекламы. Наряду с выполнением основных обязанностей в соответствии с утвержденным графиком очистку опор осуществляют также электромонтеры контактной сети и вспомогательные рабочие. Все, задействованные в данном процессе работники, проинструктированы о порядке действий по осуществлению фото и видеофиксации и незамедлительном направлении заявлений в РУВД в случае обнаружения лиц, осуществляющих расклейку объявлений в неустановленных местах.
Для рекламодателей не лишним будет напомнить: нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов (в том числе расклеивание несанкционированных объявлений) влечет наложение штрафа до 100 базовых величин.
Однако, как говорит пословица: не пойман – не вор. Но поймать не так-то просто. Расклейщики рекламы при виде опасности тут же покидают «место преступления».
Предприятие проводит планомерную работу по предупреждению нанесения несанкционированной рекламной информации: создаются информационные видеоролики, которые транслируются на мультимедийных табло остановочных пунктов, по телевидению. Тематические листовки размещаются в салонах транспортных средств.
– В адрес ГУВД Мингорисполкома и районных УВД столицы предприятием направлены обращения по вопросам принятия мер реагирования и оказания содействия в выявлении и привлечении к ответственности лиц, осуществляющих несанкционированную расклейку рекламных объявлений, – поясняет Николай Тюнин. – В оживленных местах на остановочных пунктах, в частности в Каменной Горке и в районе улицы Аранской, установлены камеры видеонаблюдения. С момента установки было зафиксировано несколько случаев незаконной расклейки рекламы. В целях выявления и привлечения к ответственности лиц, осуществляющих противоправные действия, записи с видеокамер были направлены в районные РУВД. Однако, исходя из ответов данных структур, оперативно-розыскные мероприятия результата не дали. Мы заключили договор с РУП «Белтелеком». На номера, указанные в несанкционированных объявлениях, идет рассылка СМС, информируя об ответственности за нарушение законодательства. Так было «проработано» более 90 номеров. Работа продолжается и в настоящее время. Попытались также самостоятельно установить личности граждан, осуществляющих противоправные действия. По мобильным телефонам, указанным в объявлениях, под видом потенциальных клиентов связывались с рекламораспространителями. В ходе беседы те заверяли, что являются физическими лицами и предпринимательской деятельностью не занимаются. Информацию о своем местонахождении разглашать отказывались. И с кого тогда взыскивать материальный ущерб? Обратились в Министерство связи Республики Беларусь с просьбой рассмотреть вопрос блокировки либо установки автодозвона на номера, указанные в несанкционированных рекламных объявлениях. Такие меры предприняты не были в связи с отсутствием государственного регулирования.
В борьбе с несанкционированной рекламой важна и позиция самих горожан. Логично предположить, что «бизнесмены», пытающиеся раскрутить свои услуги без платы за рекламную площадь, вероятно и оказывают их либо нелегально, либо некачественно. И еще: хорошие вещи вряд ли будут рекламироваться на столбах, водосточных трубах, мусорных баках и опорах контактной сети. «Куплю рога лося и оленя, дорого», «английский за две недели», «деньги в долг», «покупаем волосы»… Для размещения рекламы в городе есть специально отведенные места, конечно, если она не «липа» и достойна внимания горожан и гостей столицы.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора