| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1205 ( 17.06.2016)


  • конкурс профмастерства

Кто лучший водитель? или Аплодисменты на трамвайных путях

В прошлую пятницу в­­ трамвайном парке царило оживление. Здесь проводился конкурс проф­мастерства водителей трамвая. Событие знаковое, к нему коллектив готовился очень долго. С приветственным словом к участникам конкурса (а их в этом году было двенадцать, по шесть от каждой колонны и что примечательно – все девушки) обратился генеральный директор государственного предприятия «Минсктранс» Леонтий Папенок. Он подчеркнул, что во всем мире трамвайное движение востребовано и весьма перспективно, поскольку это экологичный вид транспорта. В белорусской столице на долю трамвая приходится небольшой объем перевозок. Необходимо поднимать престиж трамвая до былых высот. И многое здесь зависит от водителей, их осмотрительности и профессионального мастерства. Леонтий Трифонович пожелал участницам хорошего настроения, удачи и высоких результатов на всех этапах соревнований.


В состав организационного комитета конкурса вошли представители профсоюзной организации: председатель республиканского комитета отраслевого профсоюза Сергей Акушевич и председатель объединенной профсоюзной организации нашего предприятия Юрий Марченко. Для того чтобы оказать моральную поддержку и понаблюдать за зрелищностью мероприятия, в трамвайный парк прибыли председатели профкомов других филиалов «Минсктранса».
По доброй традиции на конкурс пригласили заслуженных ветеранов трамвайного движения, которые отработали в парке не одно десятилетие, добросовестно трудились, подавали пример коллегам. Аплодисментами, улыбками и цветами молодые водители встретили Мечислава Мартинкевича, Галину Анейчик, Галину Сысой, Анатолия Лапко. Они дали молодым водителям напутствие и отметили, что годы работы в трамвайном депо вспоминают с теплотой. Им приятно и сегодня приходить в парк, видеть знакомые лица, радоваться трудовым и творческим успехом коллектива.
Первым этапом конкурса стала проверка правил дорожного движения. Участницам предстояло ответить на двадцать вопросов. Девушки в нарядных жилетах заметно волновались, а начальники колонн – Тамара Ярмолицкая и Дмитрий Бурый – старались приободрить своих подопечных: «Вы же это все знаете, так стоит ли нервничать?». К слову, Тамара Ярмолицкая рассказала, что в их колонне тщательно отбирают участников конкурса профмастерства, люди серьезно готовятся, потому всегда достойно представляют коллектив.
По проверке ПДД соревнующиеся показали высокие результаты. Правильно на все вопросы ответили 5 водителей. И судей, и организаторов впечатлила скорость, с которой отдельные конкурсанты справились с заданиями. Елене Бохан из второй колонны потребовалось всего 63,3 секунды – не допустив ни единой ошибки, она стала лучшей. Получается, что на каждый вопрос – а ведь нужно прочитать, сообразить, нажать кнопку на клавиатуре! – Елена в среднем тратила по 3 секунды. Согласитесь, далеко не каждый так может. Поразили знаниями ПДД Марина Алай (70 секунд, 20 правильных ответов) и Наталья Кривицкая (72,7 секунды, также ни одной ошибки). Остальным участникам понадобилось чуть больше времени, и результаты 17,18, 19 из 20 никому не испортили настроение, а только раззадорили.

* * *
Наверное, поэтому к следующему этапу – приемке трамвая перед выездом на линию – подошли с небывалым азартом. Задача ставилась непростая: найти в вагоне 10 неисправностей. В принципе, все водители ежедневно перед выездом на линию осматривают свой трамвай: и кабину, и салон, и снаружи, обращая внимание на все, что может помешать работе на маршруте. Но конкурсный выход – совсем другое дело: здесь весьма ограниченное время и строгие судьи, от глаз которых не скроется малейшая оплошность. Скажем сразу: найти все 10 неисправностей практически нереально, организаторы ведь тоже не лыком шиты, стараются, чтобы конкурсантам этот этап не дался слишком легко. В 2015-ом лучшим результатом было 8 обнаруженных неисправностей. В этом году две участницы поставили рекорд: выявили по 9 нарушений: Инна Строганова – за 216,4 секунды, Ирина Барсукова – за 251,2. Прекрасно выступили Каролина Неборская (244 секунды), Ольга Кучер (244,8 секунды), Екатерина Климович (251,9 секунд), Наталья Кривицкая (341 секунда) и Татьяна Урбанович (386 секунд) – обнаружили по 8 неисправностей. Интересно то, что абсолютно все участницы соревнования были весьма последовательны в действиях: досконально осматривали кабину, салон, затем оббегали вагон по кругу. Причем так быстро, что судьи едва успевали за ними. Девушки с легкостью находили такие нарушения, как выведенный соляноид, отсутствующий башмак или диэлектрические перчатки, а вот на, казалось бы, очевидные нарушения (водительская куртка на двери кабины или вывернутое сидение в салоне) многие впопыхах не обратили внимания. Видимо, сказалось волнение…

* * *
Всем, кто наблюдал за следующим этапом – вождение трамвая – с первых минут стало ясно: сегодня за рулем подвижных единиц настоящие профи. Трассу преодолевали четко, ровно, уверено. Все фигуры, даже перевод стрелки со стоп-линией, выполняли легко. Единственное – проезжая по кривой, не все могли предугадать, какие фишки заденут бортом. Лучший результат по вождению показала Наталья Кривицкая, ей не было равных: 79,1 секунды, 0 штрафных очков. Прекрасно выступила Елена Бохан: 82,08 секунд, 40 штрафных очков. На какую-то секунду она опередила Татьяну Урбанович, которой в вождении досталось 3 место (83,7 секунды, 40 штрафных очков).

* * *
В этом году на конкурсе было новшество – спринт для водителей трамвая. Шести сильнейшим участ­ницам предложили выполнить ряд фигур: на ходу, высунув руку в форточку, перевесить кольцо с одной стойки на другую, затем перевести стрелку, остановится в боксе и на стоп-линии, а в довершение ко всему задним ходом сбить планку, не задев расставленные на шпалах кегли. Недаром говорят, что спринт – это шоу. Зрители наблюдали за соревнующимися с замиранием сердца и скрещенными на удачу пальцами. А участники выполняли фигуры на одном дыхании. Эмоции накалились до предела, но скоро обернулись всеобщей радостью – и водители, и судьи от души поздравили Марину Алай, которая справилась с заданиями безупречно, с филигранной точностью. Вне всякого сомнения, спринт разнообразил конкурс. Организаторы заявили, что в будущем намерены его практиковать, добавлять новые элементы.

* * *
Командный конкурс не только порадовал, но и удивил. Колонны, соревнуясь между собой, должны были осуществить сцепку вагонов. Первую колонну представляли Татьяна Урбанович и Инна Строганова, вторую Ольга Кучер и Валентина Новикова. Действия были четкими и слаженными. Когда девушки из первой колонны без единой ошибки выполнили сцепку за 1,37 секунд, на трамвайных путях раздались аплодисменты. Такого впечатляющего результата еще не видывал ни парк, ни судьи. Вторая колонна также не ударила в грязь лицом, девушки выступили достойно, но соперники не оставили им шанса на победу. Конкурс завершился, судьи удалились для подсчета очков, а водители и болельщики еще долго обсуждали его отдельные моменты, радовались за себя и коллег.
Участники заняли места в актовом зале и с нетерпением ждали конкурсных итогов. Главный судья – начальник управления безопасности движения «Минсктранса» Константин Гололобов – подчеркнул, что конкурс профмастерства позволяет не только показать сильные стороны отдельных водителей, но сплачивает трудовой коллектив. Для того чтобы поздравить победителей и вручить награды, в парк приехал заместитель генерального директора предприятия Виктор Тозик. Кто же лучший водитель? Кто управляет трамваем четко, уверенно и безукоризненно? Сенсации не случилось, лидер прошлого года – Наталья Кривицкая – удержала позиции и вновь в личном зачете завоевала первое место. Она же признана лучшим молодым водителем трамвая «Минсктранса». Елена Бохан оказалась на второй ступеньке пьедестала почета и сильнейшей в знаниях ПДД, за что получила награду от предприятия и представителя ГАИ Первомайского района Минска. Третье место в упорной борьбе досталось Татьяне Урбанович, которая на всех этапах конкурса поражала целеустремленностью и волей к победе. В командном зачете, как и в прошлом году, лидировала первая колонна.
Победители не скрывали радостных эмоций. Дипломы, денежные подарки и цветы стали приятным дополнением к торжественной церемонии. Все участники конкурса получили награды и подарочные сертификаты от республиканского комитета отраслевого профсоюза и объединенной профсоюзной организации «Минсктранса».

Светлана НАРЕЙКО, фото автора


  • МОДЕРНИЗАЦИЯ

Новый облик инструментальной кладовой

В начале прошлой недели в цехе технического обслуживания филиала «Троллейбусный парк № 4» открылась инструментальная кладовая.


Ремонтные работы, запланированные на первое полугодие 2016-го, проводились в рамках Программы управления охраной труда государственного предприятия «Минск­транс». Всего за месяц «инструменталка» изменилась до неузнаваемости. Единственное, что было заказано заранее, – металлические шкафы для хранения слесарного инструмента и входные антивандальные двери, изготовленные специалистами филиала «Ремонтно-механический завод».
Даже сложно представить, как на такой небольшой площади сумели добиться подобных результатов. Если раньше в кладовой стояли огромные шкафы 1985 «года рождения», сваренные на месте работниками ТП-4, а также списанные и привезенные с территории автовокзала камеры хранения старого образца, то теперь здесь установлены современные конструкции, поделенные приблизительно на 100 ячеек. Каждая ячейка закреплена за одним работником ЦТО, подписана и закрывается на ключ. Стоит отметить, что качество исполнения как инструментальных шкафов, так и входной двери (и в частности – их окраски) на высоте.
Помимо нового наполнения в инструментальной кладовой полностью сделан ремонт. Например, еще в мае нынешнего года пол помещения располагался гораздо ниже уровня наливных полов цеха технического обслуживания, что создавало определенные неудобства. В процессе ремонтных работ посчитали необходимым довести полы ЦТО и «инструменталки» до одного уровня, что и было сделано. Ко всему прочему бетонный пол выложили плиткой, которую решили использовать повторно: когда-то она служила работникам агрегатного участка филиала.
Интересное решение – в оформлении потолка и стен кладовой. Если в большинстве случаев их зашивают сайдингом из пластика, то здесь применили сайдинг металлический, руководствуясь тем, что пластик недостаточно прочен. Потолок зашили полностью, спрятав таким образом вентиляционную систему, а вот стены – только наполовину, покрасив сверху краской цвета «сахара».
Чтобы экономить электричество и одновременно не испытывать недостатка в освещении, в помещении установили светодиодные энергосберегающие лампочки с датчиками движения. Светильники, к слову, белорусского производства, работают в автоматическом режиме, причем, гаснут они достаточно необычно: не сразу, а по мере удаления человека, плавно переходя от привычного желтого цвета к зеленому.
Остается добавить, что ремонт производился силами работников филиала «Троллейбусный парк № 4». Наибольшее старание проявили ведущий инженер технического отдела Константин Яковенко, мастер по ремонту транспорта цеха технического обслуживания Сергей Мурашко, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений Виктор Глинник и слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Виталий Крот.

Елена ИОСУБ, фото автора


  • ВЕХИ ИСТОРИИ

«Это была настоящая семья с сильными традициями»

В феврале будущего года исполнится 70 лет расформированному в 2009-м АП-1, который создавался после войны. Минский автобусно-таксомоторный парк образовался в 1947-м, на тот момент в нем содержалось от 30 автобусов. Вначале появился автобусный маршрут № 1 «Товарная станция – Дом печати», чуть позже – № 1а «Аэропорт – Дом печати», на котором работала всего одна единица подвижного состава. Безусловно, историю первого автобусного, из которого «вышли» все остальные парки столицы, писал замечательный коллектив. И сегодня, в преддверии славного юбилея, мы начинаем серию публикаций-воспоминаний бывших работников АП-1. Слово – заместителю главного инженера филиала «Ремонтно-механический завод» Михаилу ЛАНДЮКУ.

«Лучше первого парка нет!»


В первый автобусный я пришел по направлению в июне 1985-го после окончания Бобруйского транспортного техникума контролером ОТК. Принимал меня лично директор Глеб Иванович Разумов, который возглавлял парк до 2006 года (после него директором стал Александр Иванович Люндышев) и был настоящим лидером в нашем многочисленном коллективе – человечный человек и бесконечно грамотный руководитель.
Помню, как только устроился в парк, меня сразу отправили на сельхозработы в подшефный колхоз имени “Парижской коммуны”. Мы ездили косить сено. Трава там росла выше меня на полметра. Больше месяца жили в лесу в палатках, сами себе готовили еду. Меня отправили комсоргом, а начальником отряда из 25 человек сперва был Иван Якусик, затем – Михаил Марцуль.
В АП-1 существовали все виды перевозок: почасовые, городские, пригородные, междугородные. Контролером отдела технического контроля я работал всего три месяца, после чего был переведен в службу эксплуатации механиком колонны. Механиком я трудился тоже недолго – неполных три года. Тогда наступили времена Горбачева, и у нас в парке организовали первые в “Минскпассажиравтотрансе” выборы, где открытым голосованием избирали начальника колонны № 1. Каждый кандидат на должность, к слову, одним из моих конкурентов был Владимир Вайзнер, представлял свою программу. Коллектив практически единогласно выбрал меня.
В нашей колонне работали 208 водителей, числилось 102 автобуса. Ежедневно на почасовые перевозки выделялось порядка 20 машин. Обслуживали пригородные маршруты, основными направлениями которых были Сосны и Стайки: здесь работали наши орденоносцы, обладатели правительственных наград водители Станислав Хмелевский и Александр Федкевич. Автобус “ЛАЗ” этого экипажа, прошедший без капитального ремонта один миллион километров пробега, долгие годы простоял в парке на пьедестале. Безусловно, водители колонны возили по междугородным маршрутам. А в городе “нашей” была Серебрянка – маршруты № 50 “Серебрянка – Я. Коласа”, № 9 “Серебрянка – Шабаны” (бригадиром маршрута был депутат Верховного Совета СССР Николай Копать), также маршрут высокой культуры обслуживания № 26, маршрут № 56.
В то время в парке было много “Икарусов” и, в транспортной среде их называли “рабочими машинами”, 695-х ЛАЗов, которые считались удобными для пассажиров и проходимыми по бездорожью. Потом появились ЛиАЗы-5256, машины “сырые”, часто ломающиеся. Затем пришли “МАЗы”. В годы перестройки, особенно после развала Союза, появились проблемы: приходилось в прямом смысле выживать. Не хватало запчастей, практически на всех автобусах делали углубленный ремонт кузовов, за счет чего прилично продлевали машинам жизнь. Это сейчас подвижной состав эксплуатируется по 10 лет, а раньше его эксплуатировали гораздо дольше. Помню, как в 30-градусные морозы и рабочие, и руководящий состав во главе с директором, и начальники колонн по трое суток не уходили домой из парка. Техника замерзала, смазка замерзала, а нам нужно возить пассажиров... И делали все возможное. Несмотря ни на какие трудности работники первого автобусного парка со всем справлялись достойно.
Коллектив, создающийся годами, со своими традициями, своим микроклиматом – неповторим, такого не найдешь ни в одном филиале. АП-1 был лидером везде: и в соцсоревнованиях, и по безопасности движения, и в конкурсах профессионального мастерства водителей автобуса, и в спортивных мероприятиях... Мы поддерживали крепкие связи с Санкт-Петербургом, Москвой, Таллином, Ригой, Вильнюсом, Ровно, постоянно ездили к ним обмениваться опытом, возили спортивные команды, а они в свою очередь любили приезжать к нам .
Сегодня, где бы вы не встретились с бывшими работниками АП-1, уверен, каждый скажет, что лучше первого парка нет! Когда филиал расформировывали – сначала уезжали автобусы с водителями, играл “Марш славянки”, люди плакали и не скрывали этого.
Начальником колонны я был с 1988 по 2002 годы. А в 2002-м Глеб Иванович предложил занять должность главного механика, на которой я и проработал вплоть до 2009 года, до момента закрытия филиала. Вместе с директором АП-1 Александром Люндышевым мы уходили из парка последними, после демонтажа оборудования, разборки инженерных коммуникаций... Расставаться было бесконечно жаль. Первый парк не просто рабочий коллектив, это настоящая семья. Сегодня осколочки того коллектива работают по всему “Минсктрансу” (больше всего людей “осело” в АП-2), но того, что мы когда-то имели, уже, к сожалению, не вернуть.
На 70-летие первого автобусного парка планируем собраться коллективом. И хочется, чтобы на встречу пришло как можно больше людей.

Записала Елена ИОСУБ, фото автора


  • Молодежный фестиваль

Да сустрэчы на вячорках!

С 23 по 25 сентября на базе санатория «Волма» и оздоровительного лагеря им. Гагарина состоится VIІ молодежный фестиваль работников государственного предприятия «Минсктранс» «Вераснёвыя зоры». «Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына, или Экскурс в далекую и близкую историю родной Беларуси» – такова тема предстоящего молодежного мероприятия, которая, безусловно, навеяна проходящим в 2016-м Годом культуры.


Кажется, до фестиваля еще много времени, но летит оно так быстро и незаметно, что начинать подготовку к предстоящему молодежному празднику лучше уже сегодня. Только в таком случае удастся реализовать все планы и задумки организаторов. В этом сезоне каждой из команд методом жеребьевки предстоит выбрать определенный период в истории Беларуси, создать соответствующий эпохе стиль и на протяжении всех фестивальных дней его придерживаться.
Неудивительно, что участников ожидает насыщенная и разноплановая программа. В день открытия фестиваля командам предстоит создать «Этнографические музеи Беларуси, или Комплекс под открытым небом «Мой родны кут», восстановив атмосферу быта народа и культуру обустройства населенных пунктов выбранной эпохи, познакомив с особенностями национальной кухни, народными промыслами и ремеслами той поры. Во время представления визитки «Быль и небыль» участники попытаются в творческо-музыкальной форме воссоздать характерные особенности речи, костюмов, уклада жизни общества, познакомить с яркими представителями и знаменитыми людьми определенной эпохи. А еще молодежь предприятия ждут туристско-развлекательная полоса препятствий «Белорусская деревня в ХХІ веке», музыкально-театрализованное представление «Беларускія вячоркі», мини-представление по мотивам одного из обрядов или обычаев белорусов «Сцежкамі народных святаў». И, конечно, обязательно найдется время для зажигательной зарядки, дружеского общения и вечерней дискотеки «Народныя забавы».
Одним словом, впереди – интересное, творческое и объединяющее молодежь мероприятие. Будет много разнообразных конкурсов, сюрпризов и призов. Организаторы фестиваля – администрация и объединенная профсоюзная организация государственного предприятия «Минсктранс» – по традиции оставят за жюри право на введение дополнительных номинаций и специальных призов для участников. А команда-победитель помимо диплома и ценных призов станет обладателем символа фестиваля «Вераснёвай кветкі».
Наверное, будет интересно вспомнить, что победителем первого фестиваля в 2010 году стала команда четвертого автобусного парка. Затем «Вераснёвую кветку» увозили в свои филиалы команды службы энергохозяйства (2011-й), пятого троллейбусного парка (2012 год), второго троллейбусного парка (2013 – 2014 годы), шестого автобусного парка (2015-й). Творческому потенциалу нашей молодежи можно только по-доброму позавидовать, ведь предугадать, кто-же пополнит почетный список победителей, зачастую невозможно до самой последней минуты фестиваля – таким захватывающим, интересным и острым выдается творческое соперничество на молодежном фесте. А потому до встречи на «Беларускіх вячорках»!

Тамара МОРОЗОВА, фото из архива редакции