| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1229 ( 02.12.2016)


  • ЛИЦА

Если пассажир улыбнулся, то день прожит не зря

Водитель троллейбусного парка № 2 Владимир Черникович из тех людей, которые превыше всего ценят постоянство. За рулем троллейбуса он более 27 лет. Свою работу любит и не жалеет, что профессиональная жизнь сложилась таким образом.


Между прочим, Владимир Константинович мог бы быть тружеником села. Его детство прошло в деревне с красивым названием Старина (Копыльский район). После школы он поступил в Ильянский сельскохозяйственный техникум, затем работал бригадиром-полеводом. Недолго, потому что чувствовал: это – не его стезя. Искал то, к чему лежит душа. И нашел. Приехав в гости к сестре, которая жила в Минске, узнал, что первое троллейбусное депо набирает на курсы водителей. Подал документы, отучился и в 1989 году самостоятельно выехал на линию. С тех пор Владимир Черникович не расстается с рулем и водительским креслом. За годы работы многое стало привычным: и ранние утренние подъемы, и поздние возвращения домой, и напряженный график, который требует собранности и полной самоотдачи.
На его глазах менялся город и люди. Столичные улицы становились все более запруженными. Владимир Константинович с ностальгией вспоминает то время, когда не было пробок, а общественный транспорт чувствовал себя на столичных магистралях полноправным хозяином. Теперь все иначе. Троллейбусам на улицах тесно и неуютно, припаркованные у обочин автомобили причиняют массу неудобств, а к некоторым остановочным пунктам сложно подъехать.
После того как первое троллейбусное депо было закрыто, Владимир Черникович перевелся в ТП-2. Сейчас он управляет сочлененным троллейбусом, обслуживает маршрут № 6 «Вокзал – ДС «Лошица-2». Это достаточно сложный «участок»: высока интенсивность движения и большой пассажиропоток. По словам Владимира Константиновича, времени на выполнение рейса дается мало, особенно после 19.00. Это уже не считается час пиком, а людей по-прежнему много. На каждой остановке – толпа. Троллейбусы с вокзала идут переполненные. Постоишь немного на светофоре, угодишь в затор – вот и получается опоздание. Водителям приходится выкладываться по полной, чтобы нагнать время и соблюсти ПДД.
Конечно, в работе водителя есть и приятные моменты. Например, осознание того, что твой труд нужен. Без общественного транспорта город не мог бы жить привычной жизнью. Если ты помог пассажиру добраться из одной точки в другую, и он, выходя из салона улыбнулся, – это хорошо. Значит, день прожит не зря.
Интересно и то, что Владимир Константинович, курсируя по маршруту, раз за разом видит свой дом: более десяти лет назад построил в Лошице квартиру от предприятия. Проезжая мимо может бросить взгляд на свои окна – светятся или нет?
Владимиру Черниковичу присуща скромность, о себе рассказывать не любит и «интервью давать не привык». Между тем, от его руководителей мне стало известно, что он – один из лучших водителей в парке, более ответственного и добросовестного человека не найти. В личной «копилке» Владимира Константиновича немало наград, например, совсем недавно ему была вручена Почетная грамота государственного предприятия «Минсктранс». А еще у Черниковича складываются хорошие отношения и с коллегами, и с пассажирами. Он искренне не понимает, как можно конфликтовать с теми, кого возишь в салоне. Общих точек соприкосновения практически нет, разве что «продайте талончик». «Бывает, пассажир спрашивает, как куда-либо доехать, где пересесть на другой транспорт. Если позволяет время, объясняю. Но случается, человек высказывает претензию: троллейбус опоздал! Вступать в перепалку не нужно, лучше спокойно выслушать и сказать, что это из-за дорожных условий. На грубость не стоит отвечать тем же. Вот и все», – говорит Владимир Константинович.
Согласитесь, правильный и мудрый подход. Неудивительно, что за время работы на линии у водителя Черниковича не было ни одного конфликта с пассажирами, ни одной жалобы.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора


  • МОЛОДЕЖЬ

«Нас подружил пятый автобусный»

Что нужно для того, чтобы тебя заметили в твоем коллективе? Трудолюбие, инициативность и решительность. И, пожалуй, еще одно условие – это неподдельная искренность и умение дружить. Молодые специалисты пятого автобусного парка Андрей Сапоненко и Евгений Паршута из таких людей.


У каждого был свой путь на предприятие. К примеру, Андрей Сапоненко устроился в 2014 году, пришел по распределению после окончания гомельского Белорусского государственного университета транспорта. Специальность «организация перевозок и управление на городском автомобильном транспорте» выбрал не случайно. Отец и старший брат – водители. Когда еще школьником Андрей сел в отцовский МАЗ-большегруз, понял, что свою дальнейшую трудовую жизнь свяжет с транспортом. Выбрал профильный вуз, учился с рвением. Недаром его в числе других выпускников направили на столичное предприятие. Первое рабочее место – на автостанции «Автозаводская», где Андрей начинал свою трудовую деятельность в качестве диспетчера. – Работа была в две смены, приезжал очень рано, но это не испугало, – рассказывает Андрей. – Мой первый коллектив стал для меня семьей. Поскольку в вузе я занимался волейболом, то сразу же включился в спортивную жизнь, выступал за СОД. На одном из соревнований познакомился с Ольгой Гилевой из пятого автобусного парка. Очень активный интересный человек, поэтому, когда я перешел в АП-5, адаптация прошла быстро, со многими ребятами был уже знаком. Сегодня Андрей работает начальником группы топлива технического отдела. На первых порах, по словам парня, ему помогали опытные специалисты, да и сейчас он не стесняется попросить помощи. Приходится вести разные направления, одно из них – учет расхода топлива. Бумажной эту работу не назовешь, приходится постоянно контактировать с водителями, когда необходимо выяснить, – «утечка» топлива произошла по технической причине или по халатности. – В филиале большой парк машин, более 350 единиц, значит, и у нашей группы работы много, – говорит Андрей Сапоненко. – У меня в подчинении два техника, общий язык нашли сразу. Год прошел и вижу результат – подрос в своем деле, стало веселее. Однако учиться приходится каждый день. Технический «фундамент» просто необходим. Вуз многое мне дал, но еще больше дает ежедневный труд на производстве. В зачет идут лишь реальные знания, опыт, причем времени на подготовку не предусмотрено. На нашем предприятии немало людей, которые показали себя на сцене, у которых есть спортивные достижения. Недавно заговорили и о нашем герое. Парень показал себя на «Вераснёвых зорах». Что касается спорта, выступает в таких видах как легкая атлетика, лыжи, теннис, но больше всего силен в волейболе. – Я считаю, что человеку совсем необязательно заниматься чем-нибудь профессионально. Главное – поддерживать себя в хорошей физической форме, ведь здоровье – это самое ценное, что у нас есть. Лично мне волейбол подарил много новых друзей и знакомых, он дает мне силы, заряжает положительной энергией, – говорит Андрей. Именно на волейбольной площадке он познакомился со своим теперь уже закадычным другом Евгением Паршутой. Евгений работает электрогазосварщиком в ОГМ филиала. У Евгения своя история. В Беларусь приехал с семьей из Украины в июле 2014 года, когда в их Донецкой области шли боевые действия. Оставили квартиру с нажитым добром, забрали только необходимое, и отправились к родственникам в Минск, которые и приютили на первых порах. Вначале Евгений работал на стройке, жена Анна устроилась кассиром, маленькую Веронику определили в детский сад. Жизнь потихоньку налаживалась. Только вот работа в частной фирме не устраивала Евгения, и он решил подыскать предприятие, по словам моего героя, с хорошей репутацией. Так попал в «Минсктранс». Скоро год как он трудится в пятом автобусном парке электрогазосварщиком, эту профессию приобрел у себя дома и работал на одном из предприятий города Тореза. Об этом молодом человеке в АП-5 говорят только хорошее. – На работе, считайте, мы проводим вторую половину жизни. И быть непрофессионалом в своем деле, на мой взгляд, просто непростительно, – делится со мной Евгений Паршута. – Именно поэтому я не люблю лентяев и халтурщиков. Если у человека полно работы, а он садится и читает газету, значит, он находится не на своем месте... Своим нынешним коллективом молодой человек очень доволен. «Это люди, которые умеют и, главное, хотят работать», – говорит он. А если у человека есть желание трудиться и совершенствоваться в своей профессии, то он будет искать и использовать для этого любую возможность. Помимо работы Евгений с удовольствием ходит на волейбольную площадку. А в будущем году решил обязательно с семьей выехать в Волму, о «Вераснёвых зорах» много слышал, хочет и сам поучаствовать. – Меня на данный момент все устраивает. Стабильность есть и в зарплате, и с жильем складывается – скоро обещали дать общежитие, так что съедем со съемной квартиры. И вообще у вас в Беларуси спокойно, это надо ценить. Хотим здесь остаться, – сказал Евгений. В начале месяца Евгений Паршута с семьей собирается в Донецкую область к родителям, с которыми не виделись два с половиной года.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора


  • В ФИЛИАЛАХ

«Вылечить» коленчатый вал и пошить сиденья

Специалисты цеха ремонта агрегатов ремонтно-механического завода выполняют различные виды работ, в их числе ремонты узлов большегрузной техники. А с недавнего времени занимаются сиденьями.


Как рассказал начальник цеха ремонта агрегатов Леонид Борутенко, в цехе производится сложный капитальный ремонт – шлифовка коленчатого вала, замена поршневой группы. Операции непростые и трудоемкие. Конечный результат зависит не только от исходного сырья, материалов, оснастки, оборудования, но и профессионализма персонала. Для работы с силовыми агрегатами Д-280, которые выпускает Минский моторный завод, был сделан специальный стенд. Это разработка специалистов РМЗ. На стенде можно разбирать и собирать двигатель, производить такие операции, как притирка и ремонт головок, расточка шатунов. В цехе проводится ремонт блока двигателей Ярославского моторного завода, а также «мерседесовских». Любой силовой агрегат, к какой бы марке он ни относился, всегда имеет свои сложности, характерные проблемы – поломки поршневой группы, коленчатого вала, не считая замены мелких деталей.
– Сегодня в работе коленчатые валы для большегрузной сельскохозяйственной техники, подобные заявки выполняем постоянно, в сезон их больше, – рассказывает Леонид Михайлович. – С такой просьбой обратились сельчане из Орши. Пришел заказ из автопарка города Толочина, ремонтируем коленчатыей вал МАЗа большегруза. Минский стройтрест также прислал заявку, коленчатый вал к нам привезли недавно, сейчас с ним работаем.
Незаменим на этом ответственном участке слесарь-ремонтник Вацлав Белячиц, один из опытных рабочих цеха. На заводе сложился костяк подготовленных специалистов, которые могут передать молодежи свои знания. В общем-то, на них держится производство.
Вацлав Белячиц совмещает несколько профессий, его навыки пригодились на участке по ремонту силовых агрегатов: помимо выполнения слесарных операций шлифует коленчатые валы, головки.
– Коленчатый вал – основной узел, с него начинается движение, – поясняет Вацлав Белячиц. – Это наиболее ответственная и нагруженная деталь двигателя, она же одна из самых дорогостоящих. Большинство проблем типичны. Основными дефектами коленчатого вала являются: погнутость вала, износ коренных и шатунных шеек, износ резьбы, наблюдается коррозия трущихся поверхностей и другое. Прогиб коленчатого вала часто встречается в длинных коленчатых валах сельскохозяйственной техники. Изгибы чаще происходят в коленчатых валах, изготовленных из мягкого некачественного материала. К слову, не всякий прогиб выравнивается. Проверка на изгиб несложна, но в целом к диагностике надо подходить скрупулезно, от нее зависит успех всего дела.
Если у коленвала небольшая выработка, то шлифуем его под ремонтный размер Р-1, если изношенность высокая, то под Р-2 и даже Р-3. Иногда привозят коленвал в сборе с двигателем, на месте его разбираем, проводим диагностику. Но в целях экономии организации сами стараются «расчленить» агрегат, а нам передают только коленчатый вал. Сроки как обычно сжатые, стараемся сделать вовремя. Однако при сложных дефектах быстро сделать не получается, можно провозиться всю смену. Если сложное задание, даже самому интересно, как пойдет. Воспроизвести узел или деталь порой непросто, главное – не потерять в качестве.
Подобные заказы насколько сложные, настолько интересные, и для профессионалов здесь широкое поле деятельности, приложения их творческих способностей и практических навыков. Помимо ремонтных работ, когда дело приходится иметь с металлом, в цехе производят и другие операции, где применяются более мягкие материалы. Как сказал начальник цеха Леонид Борутенко, на швейном участке изготавливаются чехлы для сидений автобусов и троллейбусов с оранжево-желтой полосой и эмблемой – специально обозначенные места в транспортных средствах должны выглядеть ярче. На городских маршрутах с каждым днем работает все больше подвижных единиц с ярко-желтыми сиденьями.
– Сиденья в автобусах, троллейбусах и трамваях стали менять по мере их постановки на плановое ТО, – поясняет Леонид Борутенко. – Наша задача четко отладить процесс и без задержек переоснащать поступающие сиденья. Для этого организовано специальное рабочее место. Сегодня делаем партию в количестве 50 штук для пятого автобусного парка, на очереди и другие филиалы – седьмой и второй автобусные парки.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора


  • ВСТРЕЧИ

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

В один из ноябрьских дней состоялась встреча электротранспортников – бывших руководителей и специалистов УП «Минскгорэлектротранс», расформированного первого троллейбусного депо. Пришли ветераны, кто находится на заслуженном отдыхе и кто трудится в других филиалах или других организациях города. Пришли и те, кому еще далеко до ветеранского статуса, но очень многое связывает с предприятием, некогда находившемся на улице Варвашени, 3 (сейчас пр. Машерова, 3).


Инициаторами такой встречи стали бывший генеральный директор «Минскгорэлектротранса» Роман Джагетян и возглавлявшая юридический отдел предприятия электротранспортников Наталья Кручек. Эту идею одобрил и горячо поддержал генеральный директор «Минсктранса» Леонтий Папенок, который отметил, что нельзя забывать своих людей. Надо встречаться с ветеранами, быть в курсе их забот, а еще – учиться у них, перенимать опыт. И главное – не опоздать сказать спасибо. Насколько это важно, не понаслышке знает и Роман Джагетян.
«Еще в 2002 году, когда меня назначили на должность генерального директора «Минскгорэлектротранса», обратилась ко мне председатель профкома Галина Шушарина. Сказала, что раньше предприятие поздравляло пенсионеров открытками, – вспоминает Роман Романович. – Предложила возобновить традицию. Мы тогда подписали массу открыток, отправили по всем адресам, которые были в управлении и депо. И забыли. А спустя пару недель пришла ко мне бывшая работница второго троллейбусного парка Софья Зенько, на костылях, с открыткой в руке, и заявила: «Вы меня этой открыткой оживили». Рассказала, что давно переехала жить в деревню, где своих бывших работников местное руководство привечало. А она осталась одна. Сельчане ей так и говорили: про тебя забыли. Когда получила открытку, обошла все дома в деревне, показала всем, что на работе ее помнят.
Через неделю-полторы на прием пришла Мария Кольчевская, бывший водитель первого депо. Получив от нас весточку, напекла шанежек, принесла угостить. Тогда мы с ней долго говорили, вспоминали совместные годы работы. Кажется, простой знак внимания, и такая ответная реакция… До сих пор, когда говорю об этом, на глаза наворачиваются слезы».
В 2007 году после закрытия первого депо, которое славилось крепким дружным коллективом, к Роману Романовичу обращались бывшие работники с просьбой встретиться. Тогда все-таки удалось собраться за сладким столом в учебном центре. После теплого живого общения бывшие коллеги переписали телефоны друг друга, чтобы уже не теряться.
Но потом долго не получалось собраться вместе. А в последние годы все чаще приходилось встречаться на похоронах. Ушли Людмила Изотова, Виктор Ковалев, Виктор Ломако, Евгений Нехайчик, Леонид Саланович, Галина Шушарина, Сергей Бондарь… «Стали созваниваться: давайте встретимся, пока мы живы. Пока можем что-то сказать, улыбнуться друг другу, – говорит Роман Джагетян. – Наталья Кручек взялась за организацию встречи. Свою помощь предложила Тамара Свиридович, которая возглавляла отдел кадров. Мы сначала думали собрать бывших работников управления, но начали подключаться «деповские». Встретиться решили на РМЗ, где создается музей. Пусть он не совсем готов, но сделано очень многое и уже есть что показать».
Список включал почти 150 адресов. На встречу смогли приехать более 50 человек, чтобы пообщаться с бывшими коллегами, вспомнить былое, поговорить о дне сегодняшнем. Для многих из них работа в УП «МГЭТ» стала не просто местом самореализации и получения доходов, а вторым домом, коллеги – друзьями, а производственные заботы – неотъемлемой частью жизни.
Роман Джагетян обратился к ветеранам с просьбой поделиться не только сохранившимися раритетами, но и информацией из своего славного транспортного прошлого и пополнить экспозицию музея.
Продолжилось общение в столовой РМЗ. Наталья Кручек подготовила два фильма на основе старых фотографий, которые демонстрировались под песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и «Синий троллейбус». Общались, пели, танцевали. Было о чем поговорить и что вспомнить в этот вечер Василию Корнейчику, Александру Царику, Ростиславу Юрене, Константину Сильвестровичу, Василию Чайковскому, Анне Джагетян, Тамаре Свиридович, Татьяне Ивчик, Иосифу Бервяченку, Николаю Булойчику, Людмиле Гридюшко и многим другим замечательным ветеранам. «Было так приятно встретить людей, с которыми когда-то вместе работали, узнать, как они сегодня живут, чем занимаются. И даже просто всех увидеть», – делится впечатлениями заместитель начальника управления финансов и перспективного планирования «Минсктранса» Алла Янковская, которая начинала свой трудовой путь в «Минск­горэлектротрансе».
Все остались очень довольны. Не успели разойтись, как захотели встретиться вновь. Звучали предложения сделать такие мероприятия традиционными, определив конкретный день в году. А площадка для встреч и общения – создающийся музей. Он будет расти и пополняться. И спустя годы будет хранить память о тех, кто создавал историю пассажирского транспорта столицы.

Тамара МОРОЗОВА, фото Натальи КРУЧЕК


  • НАШИ ТАЛАНТЫ

Слушали, затаив дыхание

В минувшую субботу на базе Белорусского государственного медицинского университета прошел фестиваль народного творчества «Сузор’е» Московского района столицы. Свои таланты продемонстрировали представители организаций и учреждений образования.


Художественная выставка порадовала обилием интересных и по-настоящему красивых декоративно-прикладных работ. А гала-концерт позволил насладиться артистизмом участников. От государственного предприятия «Минсктранс» с проникновенным стихотворением собственного сочинения «Радзiма» выступила инженер техотдела АП-6 Анастасия Новичук. Зрители слушали трогающие душу строки, затаив дыхание. Удачно подобранная музыка усиливала эффект.
Наши читатели знают, что Анастасия – человек творческий и всесторонне одаренный. Она достаточно давно пишет прозаические произведения, активно публикуется в интернете. Жизнеутверждающие, наполненные смыслом рассказы читают не только в Беларуси и России, но и за пределами СНГ. Людям нравится ее слог, стиль изложения и оригинальная образность.
Попробовав писать стихи, Настя поняла: это у нее получается. Ей есть что сказать себе, людям, миру. Когда приходит вдохновение, отступают проблемы и житейские неурядицы. Словно накрывает волной – и на бумагу идут слова, рифмы, строки. На страницах «ТС» мы неоднократно публиковали стихи Анастасии Новичук. Они полюбились нашим читателям.
Настиным успехам радуются коллеги и друзья. Семья поддерживает ее во всех начинаниях. Напомним, что Анастасия – многодетная мама и представитель династии «Минсктранса». На предприятии работает ее отец, мама и брат.
Самым трогательным моментом «Сузор’я» стал момент, когда на сцену вышли дети Анастасии, чтобы подарить цветы и сказать теплые слова. Несомненно, они гордятся успехами своей замечательной и талантливой мамы.
Мы будем с нетерпением ждать подведения итогов районного конкурса. Надеемся, что выступление нашей участницы жюри оценит по достоинству.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора