| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1235 ( 13.01.2017)


  • ТРАНСПОРТ И ПАССАЖИР

Испытание большим «минусом»

Начало наступившего года, когда температура воздуха в отдельных уголках республики доходила до -320С, запомнится надолго, и у многих будет ассоциироваться с затянувшимся оранжевым уровнем опасности. Серьезное испытание пришлось преодолеть и столичным транспорт­никам, обеспечивавшим пассажирские перевозки.


Информация о значительном понижении температуры, необходимости подготовки подвижного состава к работе в сложных климатических условиях и привлечении в эти дни дополнительного водительского состава была доведена до руководителей всех филиалов «Минсктранса» заранее – на еженедельном совещании у генерального директора предприятия. Также по паркам разослали факсограмму о необходимости добавления в дизельное зимнее топливо реактивного топлива для улучшения низко-температурных характеристик.
Сложность ситуации в том, что температура понижалась очень быстро, и оборот топлива необходимо было производить в кратчайшие сроки. Морозный пик пришелся на рождественские праздники. С пятницы люди в филиалах работали в усиленном режиме. Трудились все: от директоров до водителей-перегонщиков, работа была организована круглосуточно. И тем не менее в некоторых парках справились лучше, в некоторых – хуже.
Ровно отработали электротранспортники: на протяжении всех «оранжевых» дней троллейбусные парки и утром, и вечером выделяли дополнительные подвижные единицы для закрытия городской маршрутной сети. Однако без съездов и недовыпусков, к сожалению, не обошлось.
По информации специалистов производственно-технического отдела предприятия, количество съездов с линии по причине технеисправностей увеличилось во многих парках. Чаще всего подводила пневмосистема, которая при таком большом «минусе» попросту замерзала. А болевой точкой в условиях низких температур стало именно загустевшее топливо. Самым тяжелым днем для второго и пятого автобусных парков оказался рабочий понедельник – 9 января, когда многие автобусы либо не завелись, либо сломались на линии, что говорит об одном: в условиях резкого падения температуры к процессу подготовки топлива здесь отнеслись не совсем ответственно. АП-4, АП-6 и АП-7 маршрутную сеть обеспечили на уровне.
Также необходимо отметить, что с 4 по 7 января в столичном спортивно-развлекательном комплексе «Чижовка-Арена» проходил ХIII Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз Президента Республики Беларусь. Обслуживали мероприятие автобусные парки № 2, № 6 и троллейбусный парк № 2, которые отлично подготовили подвижной состав и вывели на линию дополнительное количество транспортных средств. К примеру, на протяжении всех дней на линии работал дополнительный троллейбусный маршрут № 926 «Ст. м. «Автозаводская» – «Чижовка-Арена», а 4 и 7 января к нему добавился автобусный маршрут № 926. 7 января в период с 11.00 до 18.00 на троллейбусном маршруте № 49 «ДС «Чижовка-1» – О. Кошевого» было увеличено количество подвижного состава. А по окончании матча, чтобы зрители могли вовремя уехать, на автобусные маршруты № 22, 926 и троллейбусные маршруты № 16, 49, 926 из резерва выделялся подвижной состав. То есть пассажирам-болельщикам долго ждать общественный транспорт на остановочных пунктах не приходилось.

Елена ИОСУБ


  • МОДЕРНИЗАЦИЯ

Электросиловое отделение: тепло, светло, комфортно

Недавно в автобусном парке № 4 завершился ремонт электросилового отделения. Видавшее виды помещение, до которого волна модернизации не могла добраться с момента открытия филиала, изменилось до неузнаваемости.


Сразу же стоит отметить, что работы (отремонтировано в отделении абсолютно все: от потолка до пола) производились исключительно силами специалистов АП-4 и за счет собственных средств.
– Еще в прошлом году отделение представляло собой унылое серое помещение, стены которого были окрашены обычной краской. Ко всему прочему, из-за высоких потолков здесь катастрофически не хватало света и тепла, – говорит главный энергетик филиала Сергей Дмитриев.
Сейчас в отделении, где трудятся бригады электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, тепло, светло, уютно и, невзирая на небольшую территорию, достаточно просторно. По словам электромонтера Максима Мицко, площадь помещения удалось увеличить за счет ликвидации старинного электрического щита, занимавшего чуть ли не четверть пространства. На сегодняшний день древний агрегат заменил небольшой современный щиток, аккуратно расположившийся на одной из стен помещения. К слову, как манипуляции со стенами, которые пришлось выравнивать и облицовывать, так и другие общестроительные работы оказались одними из наиболее трудоемких этапов ремонта. Специалисты положили плитку на пол, заменили проводку, отопление…
Что касается тепла, которого сейчас в электросиловом предостаточно, то положительного эффекта удалось достичь благодаря нескольким элементам. Во-первых, в отделении стало значительно теплее за счет снижения уровня потолка. Во-вторых – благодаря установке в помещении, условно разделенном на две части, дополнительной двери. Если промежуточную пластиковую дверь филиалу пришлось приобретать, то входную, опять-таки новую, изготовленную из поликарбоната, сделали собственными силами в сварочно-кузовном цехе. И, конечно же, не обошлось без рационализаторов, которые сделали и установили над входной дверью специальный козырек. «Очень удобно, хорошо защищает от снега, дождя, позволяет вовремя раскрыть зонт», – считает электромонтер Дмитрий Мацкевич. Ко всему прочему стало здесь и гораздо светлее: яркие светодиодные светильники не только хорошо освещают пространство, но еще и позволяют сберегать электроэнергию.
Понятно, что одна из основных целей модернизации электросилового отделения, где обслуживается все, что связано с напряжением в 220 и 380 В, – улучшение условий труда, которые должны соответствовать нормативным требованиям охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. В результате одними ремонтными работами в парке не ограничились. Чтобы специалистам отделения было комфортно, здесь установили новые верстаки и шкафы, в которых хранятся рабочие инструменты и средства защиты. Кстати и верстаки, и шкафы изготовлены в филиале «Ремонтно-механический завод». Также появился тут (опять-таки сделанный руками умельцев АП-4) стенд для проверки люминесцентных ламп, об удобстве которого в один голос говорят работники отделения. Важным и нужным дополнением, безусловно, стали стенды, на которых размещена информация о безопасности труда при металлообработке, об электробезопасности на сетях и установках до 1000 В, инструкции по охране труда и пожарной безопасности и другие.
Безусловно, после ремонта помещение приобрело иной вид, и работать электромонтерам в таких условиях – одно удовольствие.
А ремонты в четвертом автобусном продолжаются. Сейчас полным ходом идет модернизация топливного отделения, которое планируют сдать в эксплуатацию нынешней зимой. На подходе – ремонт шиномонтажного отделения.

Елена ИОСУБ, фото автора


  • В ФИЛИАЛАХ

Работали в интенсивном режиме

Зима наконец-то показала свой характер: сразу после Нового года ударили морозы, и пришли обильные снегопады. На прошлой неделе город накрыл антициклон Аксель. Он доставил немало хлопот муниципальным службам. Техника работала на износ, едва успевая расчищать сугробы на городских магистралях. Столичные транспортники к капризам погоды подготовились заранее, разгул снежной стихии не застал врасплох.


В самом большом транспортном филиале – пятом автобусном парке – на уборке территории от снега были задействованы практически все службы: гаражная, авторемонтная, персонал ОТК, ОГМ и административные работники.
В дни снегопадов очистка закрепленных площадей осуществлялась круглосуточно. Территорию парка и автономно расположенную стоянку автобусов быстро привели в порядок, используя спецтехнику и ручной труд. При этом основные силы, как сообщил начальник гаражной службы АП-5 Евгений Федотко, были брошены на уборку автостанции «Юго-Западная», диспетчерских станций «Кунцевщина», «Веснянка», «Запад-3». Работы вели в тесном взаимодействии с «Горремавтодором», который оперативно направлял свою технику для очистки от снега разворотных колец на ДС.
В распоряжении АП-5 для уборки от снега имеется погрузчик «Амкодор-332 С» и трактор МТЗ 82/1, оснащенный щеткой. На погрузчике занят водитель Сергей Бодиков – опытный работник и ответственный человек. Благодаря его мастерству снег с площадок, дорог и подъездных путей исчезает быстро, словно по волшебству. Тракторист Иван Боярчук из тех людей, кто не ждет указаний от начальства, всегда проявляет рвение и инициативу. Если разгулялась стихия, а рабочий день окончился, домой не уйдет. Такие специалисты незаменимы. Только хорошее можно сказать и о его сменщике Викторе Капуро. Он отличается трудолюбием и серьезным отношением к делу. Стоит отметить, что по мере необходимости к работе на погрузчике привлекают водителя эксплуатационного парка Леонида Ходоненка. Благодаря этому спецтехника используется рационально, обеспечивается круглосуточная уборка снега.
– Я благодарен сотрудникам за ответственность и трудолюбие. В гаражной службе с пониманием относятся к тому, что внештатные ситуации сопряжены с дополнительными нагрузками и работой в интенсивном режиме. Неоценимую помощь нам оказывают все подразделения парка. Руководители следят за закрепленными территориями, не пускают дела на самотек. Отлично справляются с расчисткой снега авторемонтная мастерская, ОТК и другие службы. С такими подходами не страшны самые сильные снегопады, – отметил Евгений Федотко.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора


  • СЛУЖБА ПУТИ

Работа в морозы

На путях работа в морозы не прекращается, специалисты службы пути проводят планомерные мероприятия по текущему содержанию пути, капитальному ремонту. На повестке дня стоят и другие вопросы: по уборке остановочных пунктов, очистке пути от снега.


Производитель работ Алексей Тумашик возглавляет комплексную бригаду по капитальному ремонту пути. Чтобы с ним встретиться, на трамвае проехала в сторону Зеленого Луга – его бригада как раз занималась расчисткой снега на остановочных пунктах в районе улиц Дорошевича и Белинского, освобождала от снега и наледи проблемные участки дороги напротив остановок. На открытых участках снега всегда больше, поясняет Алексей. На борьбу с ним выходят бригады и днем, а если понадобится, и ночью. Работают трактора, снегоочистители, погрузчики, собранный снег вывозят МАЗы-большегрузы. Технику дает трамвайный парк, задержек в подаче транспорта нет.
Владимир Раговик, водитель трамвайного парка, добавил, в день приходится вывозить 7-8 машин снега, это при том, что нет обильных снегопадов.
– Ребята работают быстро, – говорит прораб Алексей Тумашик. – До обеда успели очистить четыре остановочных пункта. – Сильные морозы, но никуда не денешься. Погреемся, отдохнем и после обеда пойдем дальше.
По словам Алексея Тумашика, в морозы серьезный капитальный ремонт трамвайного пути производить сложно, поэтому в зимний период необходимо использовать каждую минуту оттепели.
Перед морозами бригада капитального ремонта меняла рельс в трамвайном парке как раз на выезде, где наблюдается сильный износ.
– Подтает, и будем менять две крестовины, одну в Серебрянке на разворотном кольце, другую – в трамвайном парке, – говорит Алексей Тумашик. – Проблема со стрелочными переводами, на отдельных участках пути наблюдается износ, причем предельный. Купить новые – дорогое удовольствие. Закупают мало, поэтому стараемся реставрировать имеющиеся. Трамвайные пути в сторону озера от улицы Даумана до разворотного кольца также в критическом состоянии, здесь необходима замена кривых. В филиале был неплохой запас шпал, нам выделили 400 штук. Замену шпал производили на разворотных кольцах на озере – меняли большое и малое кольцо. Был также износ рельсов. Как говорится, подлатали, подшили, это полотно еще послужит какое-то время.
Кардинально вопрос решится после реконструкции, это мы видим на примере участков пути на улице Козлова. Были обустроены не только пути, но и остановочные пункты, построены рефьюжи, поставлены ограждения, обеспечивающие безопасность пассажиров.
Стрелочные переводы устроены по-современному, механизм их четко подогнан. Конструкция стрелок другая, гибкие остряки, совсем другой привод. В обслуживании они, несомненно, намного проще.
На содержание и обслуживание нового пути требуются минимальные расходы, чего не скажешь о старом полотне. Возникает много вопросов по текущему содержанию пути, капитальному ремонту особенно на разворотных кольцах, где наблюдается сверхнормативный износ рельсов. Разворотные кольца – «Озеро», «Серебрянка», которые выдерживают большую транспортную нагрузку, требуют пристального внимания. В направлении озера много проблемных участков. Обычно на кривых износ рельсов в разы больше, поэтому контроль ведется постоянно. Есть обходчики пути, которые исследуют каждый метр дороги. В самом трамвайном парке около 70 стрелочных переводов, их тоже надо обслуживать. Бригады службы пути укомплектованы необходимыми специалистами. Производители работ, за которыми закреплены определенные участки, ежедневно выезжают на место, бригады производят ремонты. Если работы не мешают движению, их выполняют днем, если предстоит серьезный ремонт, к примеру, с заменой рельсов – ночью.
Коллектив службы пути состоит из профессионалов, которые могут выполнять поставленные задачи – будь то обслуживание пути, реконструкция или строительные работы в сельскохозяйственном филиале.Специалисты СТП, помимо других работ, делают площадку для выгула телят на ферме в Великополье. Выгульная площадка размером 40 на 90 метров будет огорожена стойками и дугами, будут смонтированы кормушки и поилки. Основные работы по устройству фундамента и каркаса выполнены. Когда морозы спадут, можно будет приступить к установке кровли.
Был выполнен большой объем работ по установке ограждений. В городе, в частности, по трамвайным линиям, много мест, где осуществляются несанкционированные переходы. Ограждения изготавливал РМЗ, задача по их монтажу была возложена на специалистов СТП.
По словам прораба Алексея Тумашика, его бригада самое непосредственное участие принимает в реконструкции пути. Трудились его люди и на улице Козлова. Предстоит поработать еще на одном объекте – запланирована реконструкция трамвайного пути по улице Чапаева.
Алексей Тумашик в числе молодых руководителей филиала, окончил железнодорожное училище, какое-то время работал на железной дороге. По его словам, в службе пути он приобретает бесценный практический опыт и еще продолжает учиться – оканчивает профильный железнодорожный институт в Смоленске, где упор ставится на строительство пути. Как говорит Алексей, надо уметь обслуживать трамвайные пути, а еще надо уметь их строить.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора


  • ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Татьяна ИВЧИК: «Я так и осталась транспортником»

Со времени ухода на заслуженный отдых в 2005 году Татьяна Алексеевна Ивчик совсем не изменилась. Такая же открытая, неравнодушная, активная. За 34 года, что Татьяна Алексеевна отработала в системе городского пассажирского электротранспорта, в технической службе, она стала не только специалистом высочайшего класса, но и обрела массу друзей. В филиалах и сегодня трудятся ее ученики, коллеги, единомышленники, которые помогают оставаться в курсе всего, происходящего в «Минсктрансе». «Я ведь так и осталась транспортником», – улыбается Татьяна Алексеевна.


Татьяна Ивчик очень интересный собеседник. Она любит жизнь, людей, всегда занята делом. Показывает фотографии, сделанные на своей родине, в Архангельске. Там живут ее сестры, и Татьяна Алексеевна старается, хоть путь неблизкий и недешевый, навещать родных, друзей, одноклассников. А заодно с удовольствием путешествует по любимым местам, много фотографирует. На ее снимках удивительные строения, сделанные без единого гвоздя, современные постройки, выполненные в традиционном стиле поморов, памятники, музеи. Ну и, конечно, ей интересно все, связанное с транспортом.
– В Архангельске сначала закрыли трамвайное движение, потом отказались и от троллейбуса, – сообщает Татьяна Алексеевна. – В городе работают только автобусы и такси.
Как водится, сравнивает увиденное с тем, что есть у нас, в Минске, отмечает положительные перемены последнего времени: комфортабельный подвижной состав, электронные табло на остановочных пунктах. С особым интересом следит за новостями о электробусах, которые в этом году должны появиться на столичных улицах. «Поступление нового типа подвижного состава предполагает высокую квалификацию персонала, который будет его эксплуатировать и обслуживать», – сразу технически точно определяет задачу, к решению которой сегодня приступает «Минсктранс». Уже в марте текущего года первые электробусы должны прибыть во второй троллейбусный парк.
Именно здесь, во втором троллейбусном, 1 апреля 1971 года началась трудовая биография Татьяны Ивчик. Тогда шесть выпускниц Ленинградского электромеханического техникума, приехавших по распределению, стали работать техниками. Среди них и Татьяна Кицына (фамилия Ивчик по мужу, Петр Васильевич работал во втором депо мастером).
– Я родилась в Мурманске, в семье военных. Жила в Архангельске, школу окончила на Кольском полуострове, в поселке Никель, на границе с Норвегией. Приехала в Ленинград, но в горный институт, как хотела сначала, не поступила. Когда и вторая попытка оказалась неудачной, пошла в электромеханический техникум, на отделение городского электротранспорта. Почему? Сама не понимаю, как будто в городе не было других учебных заведений, – и сегодня Татьяна Алексеевна не может определить причины своего выбора.
Но выбор оказался удачным. Возможно, еще и потому, что Татьяна Ивчик из тех людей, которые, если берутся за дело, не умеют выполнять его плохо. Профессия ее захватила уже в техникуме: училась на повышенную стипендию. А в свободное время вместе с подругами подрабатывала, не отказываясь от работы на переборке овощей или на аккумуляторном заводе, на хладокомбинате или в троллейбусном депо. Зато в финансовом плане она ни от кого не зависела. Вспоминает, в какой ужас пришла, когда во втором троллейбусном депо получила первую зарплату техника – 80 рублей. Сразу попросилась на должность мастера, зарплата которого была почти в два раза выше. Ответственности не боялась, знала, что справится.
– Все можно освоить, конечно, при любви к профессии, – считает Татьяна Алексеевна. – А если задача поставлена, ее надо выполнить. У нас, транспортников, всегда было так.
Очень активная, творческая, с удовольствием участвовала в общественной жизни. Была секретарем комсомольской организации второго депо. Выступала за общество «Спартак» в соревнованиях по волейболу и настольному теннису, занималась плаванием и туризмом, участвовала в соревнованиях формирований гражданской обороны.Общественные дела не мешали профессиональным. Работала ответственно, старательно. В 1973 году перешла в службу подвижного состава УП «МГЭТ». Впоследствии предложила, аргументировано обосновав, эту службу объединить с производственно-техническим отделом. В техническом отделе и отработала до выхода на заслуженный отдых: инженером-технологом, инженером по ремонту подвижного состава городского электротранспорта.
– В электротранспорте изначально была создана четкая система подготовки подвижного состава к работе на линии, – рассказывает Татьяна Алексеевна. – Это был закон: отработал транспорт положенное время, должен пройти техническое обслуживание. Помню, когда главным инженером УП «МГЭТ» был Владимир Николаевич Терешин, создалась критическая ситуация: не хватало запчастей, было много заявок на ремонт. Буквально на несколько дней отказались от проведения ТО, чтобы исправить положение, а потом все снова вернулись к установленному графику. Руководство предприятия стремилось к тому, чтобы водителя ничто не отвлекало от работы: он должен был прийти, сесть в подготовленный троллейбус и выехать на линию. Кстати, Владимир Николаевич очень много сделал для того, чтобы на законодательном уровне было принято решение о выходе водителей троллейбусов и трамваев на пенсию раньше установленного срока.
Со своей стороны Татьяна Ивчик строго следила за соблюдением технологии проведения технического обслуживания и ремонта. Постоянно выезжала на проверки в филиалы, бывало, и по ночам. Рассказывает, как вместе с коллегой Лилией Демидовой приехали в одно из депо ночью, проверили троллейбусы на выпуске. Результатом стало увольнение начальника цеха…
В 90-х годах, когда в Беларуси стал производиться электротранспорт, назрела необходимость в подготовке новых Правил технической эксплуатации троллейбуса и Правил технической эксплуатации трамвая, ведь в республике таких правил не было, руководствовались старыми, советскими. Вместе с начальником отдела безопасности движения «Минскгорэлектротранса» Иваном Сапоненко Татьяна Ивчик занималась разработкой документа, вела всю техническую часть. Была проделана огромная работа, электротранспортные предприятия республики присылали им свои предложения, в результате новые Правила были утверждены Министерством ЖКХ РБ, и ими смогли пользоваться все предприятия страны. Они действуют до сих пор.
По мнению Татьяны Алексеевны, ей повезло поработать с настоящими профессионалами и замечательными людьми. Возглавлявший службу подвижного состава ТТУ Анатолий Шостак, руководитель ТТУ Борис Клоссовский, начальник производственно-технического отдела Евгений Нехайчик, главный инженер управления Владимир Терешин, генеральный директор «Минск­горэлектротранса» Роман Джагетян, директор первого депо Владимир Щербаков, директор третьего депо Владимир Пучок были патриотами электротранспорта, отлично знали свое дело, вникали во все производственные вопросы. Но кроме своей работы они любили людей и старались их поддерживать. Правда, и спрашивали строго. Каждый член коллектива в случае необходимости не мог пройти мимо и обязан был участвовать в процессе организации пассажироперевозки при возникновении, к примеру, затора на дороге или дорожно-транспортном происшествии, принимать меры к сохранности транспорта – такая была установка.
Сильные специалисты, знатоки своего дела, они были еще и очень жизнелюбивыми увлеченными людьми. Анатолий Шостак обожал детей и всегда носил для них в карманах конфеты. Виктор Ломако, будучи главным инженером управления, вместе с братом возделывал землю, выращивал пшеницу и умел печь свой хлеб. А Евгений Нехайчик занимался виноградарством, обучил Татьяну Алексеевну виноделию…
Уход на заслуженный отдых принес Татьяне Ивчик новое дело и новый коллектив – семь лет она отработала лаборантом на кафедре биологической химии в медуниверситете. А еще появилось время на интересные увлечения. Смеется: «Создался стихийный кружок вышивки среди ветеранов электротранспорта. Вместе с Тамарой Свиридович, Лилией Демидовой, Тамарой Эниной мы обмениваемся журналами, посещаем выставки вышивки, пробуем разные техники». С бывшими коллегами, которым также скучно сидеть дома, ходят на театральные постановки, концерты, выставки. А еще есть дача. И, конечно, осталось главное увлечение, на всю жизнь – электротранспорт. Все, связанное с ним, по-прежнему дорого и близко.
«Нас, ветеранов электротранспорта, очень беспокоит судьба территории, где размещалось первое троллейбусное депо, – взволнованно говорит Татьяна Ивчик. – Это место – колыбель общественного транспорта Минска. Здесь находился кооператив извозчиков, затем конка, трамвайное депо, а потом и первое троллейбусное депо. В красном здании некогда располагалась школа жандармерии. Это исторически памятное место. Мы хотим обратиться в Минский Совет депутатов с предложением, чтобы на этой территории разбить сквер, установить символические скульп­туры. Это место дорого каждому из нас, потому что здесь работало несколько поколений транспортников, здесь прошла огромная часть нашей жизни, с ним связаны наши лучшие воспоминания».

Тамара МОРОЗОВА, фото из личного архива Татьяны Ивчик