| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1413 ( 31.07.2020)


  • ЛИЦА

«Всегда управляла троллейбусом с гордостью»

Для водителя филиала «Троллейбусный парк № 4» Нины Атрашкевич нынешний год – особенный. Нина Ивановна отметила два славных юбилея: юбилей со дня рождения и 40 лет работы в системе государственного предприятия «Минсктранс».


– Как-то даже не верится, что пролетело столько времени. Вроде бы вчера приехала из Жлобина в Минск и поступила в ГПТУ № 114 по специальности «водитель троллейбуса», – вспоминает Нина Атрашкевич. – До этого недолго работала швеей, но хотелось чего-то большего, романтики… Новые горизонты открывались в Минске. Здесь жили три мои старшие сестры, которые позвали к себе. Одна из сестер, Татьяна, работала в первом троллейбусном депо водителем, именно она и посоветовала поступить в училище. А я, если честно, не могла дождаться, когда сама поведу по столичным дорогам большую красивую машину, часто ездила в салоне троллейбуса, которым управляла сестра, присматриваясь к дорогам, светофорам, контактной сети. Но, как оказалось, действительность была далека от романтики, а большая красивая машина – кстати, это был троллейбус ЗиУ-5 – почему-то никак не хотела поддаваться: во время учебной езды я долго не находила «общий язык» с токоприемниками, не могла привыкнуть к габаритам транспортного средства… В общем, было тяжело. Возможно, у кого-то руки опустились бы в самом начале. Но не у меня. Я так хотела, чтобы все получилось, так полюбила профессию, что в результате справилась с трудностями. Во время стажировки с пассажирами, которая проходила под руководством замечательного водителя-наставника Николая Новичонка, уже все складывалось иначе. Потом, когда я самостоятельно поехала по маршруту, наставник долго курировал меня, интересовался проблемами, отвечал на вопросы, подсказывал, помогал. То есть внимания мне, молодому водителю, было оказано предостаточно. Кстати, вдохновившись моим увлечением профессией, водителем троллейбуса чуть позже стала и еще одна сестра.
В первый самостоятельный рабочий день Нина Ивановна повезла пассажиров по маршруту № 22 «ДС «Карастояновой» – Одоевского». На всю жизнь запомнился первый круг. «Он был тяжелым. Я сильно переволновалась, да так, что, не успев далеко отъехать, тут же потеряла оба «башмака», – смеется водитель. – Но на втором круге успокоилась и закончила смену без приключений. В 80-е годы работалось намного проще, несмотря на то, что техника заметно отличалась от современной. Тогда интенсивность движения на дорогах была низкой, да и частник был другой, культурный и аккуратный: если купил машину, то ездил на ней спокойно, строго соблюдая ПДД».
После Нина Атрашкевич с сестрой Татьяной посменно работала на одной машине на маршруте № 21 «ДС «Масюковщина» – ГУМ». Обслуживала это направление до самого его закрытия. Затем перешла на маршрут № 14 «ДС «Масюковщина» – Городской Вал», по которому курсирует до сих пор, и через какое-то время из ТП-1 перевелась вместе с маршрутом в четвертый троллейбусный парк. К слову, в ТП-4 Нина Ивановна работала посменно на одной машине уже с другой сестрой – Валентиной. Сейчас ее старшие сестры находятся на заслуженном отдыхе, а Нина Атрашкевич по-прежнему в строю.
– Что мне нравится в профессии? – на минуту задумывается Нина Ивановна. – Прежде всего, нравится водить машину. Я всегда управляла и продолжаю управлять троллейбусом с каким-то необъяснимым чувством, наверное, с чувством гордости. Думаю, нашу работу можно назвать публичной: ты у всех на виду, на тебя обращают внимание, оценивают. Что означает одно – всегда нужно соответствовать. Мне нравятся пассажиры. За столько лет на маршруте, конечно, есть постоянные, которые тебя знают, приветствуют прямо на остановочном пункте. Это всегда приятно. Нравится сам маршрут, особенно – улица Тимирязева. А еще я очень люблю коллектив третьей колонны, вместе с которым уже давно, в котором всегда комфортно и тепло. Это большая дружная семья, где всегда придут на помощь, поддержат, не оставят один на один с проблемами. Такие отношения дорогого стоят.

О том, что это не просто слова, говорит следующий факт. Нина Атрашкевич живет рядом с диспетчерской станцией «Запад-3». Ей неоднократно предлагали перевестись на маршрут «местного» отправления. Но водитель остается верна своей «Масюковщине» и продолжает ездить на любимую станцию. «Я никогда не пожалела, что стала водителем, ни разу не задумалась о смене вида деятельности. Мне действительно посчастливилось найти дело всей жизни, которым хочется заниматься. Главное, чтобы позволяло здоровье», – признается Нина Ивановна.
Четыре десятилетия за рулем, четыре десятилетия на сложной и ответственной работе. Какими качествами нужно обладать водителю, чтобы не сбиться с курса и навсегда остаться преданным профессии? «Прежде всего, человек должен быть самодисциплинированным, очень внимательным, с высоким чувством ответственности. На линии ни в коем случае нельзя расслабляться, отвлекаться, наоборот, всегда нужно быть «под напряжением». И, конечно, беззаветно любить дело, которым занимаешься», – убеждена Нина Атрашкевич.

Елена ИОСУБ, фото автора и из архива Нины АТРАШКЕВИЧ




  • МОДЕРНИЗАЦИЯ

Эстетика производства

В пятом троллейбусном парке завершена модернизация участка по ремонту электрооборудования. Тем самым здесь удалось решить сразу несколько задач: обновить помещение и реструктурировать целое подразделение слесарей, объединив их в одну бригаду. Сегодня они обживают новые рабочие места.


Прежде слесари двух участков по ремонту электрооборудования располагались в отдельных помещениях зоны технического обслуживания, что создавало определенные неудобства. А значительную часть цеха занимали крупные узлы и агрегаты троллейбусов, работающих на постоянном токе. Они требовали более тщательного обслуживания. Сегодня ситуация изменилась. 80% парка – это троллейбусы с асинхронным двигателем, которые реже поступают на ремонт. Свободных площадей в помещении стало больше. Их решили использовать рационально и перевести сюда созданную из двух участков бригаду. Одиннадцать человек постепенно обустраивают рабочие места. Здесь они будут ремонтировать световое и звуковое оборудование, обслуживать кондиционеры и систему отопления. Сейчас идет наладка оборудования. У каждого свой верстак со всеми необходимыми инструментами. Почти все они расположены вдоль окон. Таким образом на рабочих местах обеспечено максимальное естественное освещение. Там, где его недостаточно, установлены светодиодные настенные и настольные лампы. Помещение оформлено в сдержанной бело-голубой гамме. В этом цвете выполнены стены, покрашены верстаки.
Слесарь по ремонту электрооборудования Виталий Орловский новыми условиями труда доволен: «Стало светлее, чище, просторнее. Работается с настроением».

Капитальная реконструкция продолжалась полгода. Подобное масштабное обновление производственного помещения зоны ТО-2 и текущего ремонта выполнено впервые. Здание, возведенное в 80-х годах, со временем обветшало. Тонкие кирпичные стены в некоторых местах дали трещины, цементный пол покрылся сколами и выбоинами, на потолке появились подтеки. Сначала за дело взялась стройгруппа филиала, затем подключили комплексную бригаду специалистов ремонтно-строительного управления. Необходимо было усилить внутреннюю стену помещения. И сделать это надежно и в то же время эстетично. Потребовалось дизайнерское решение. Стену укрепили специально изготовленным металлическим каркасом, зашили его гипсокартоном, уплотнили швеллерами и металлической сеткой, затем поштукатурили и покрасили, а снизу облицевали керамической плиткой. Усовершенствовали систему отопления, благодаря чему зимой будет теплее. Непросто пришлось рабочим на этапе обновления восьмиметровых потолков. Малярно-штукатурные операции выполнялись с использованием высоких строительных лесов. На финальном этапе комплексной модернизации были сделаны прочные наливные полы и установлены две новые межцеховые двери.

Первый заместитель директора – главный инженер филиала «Троллейбусный парк № 5» Игорь Ковель говорит, что остались буквально последние штрихи и помещение станет образцово-показательным. Завершается укладка кабелей в короба из сайдинга. На них развешиваются новые информационные стенды по охране труда. Полностью модернизирована система вентиляции. Специфика работы на этом участке подразумевает эксплуатацию большого количества оборудования, которое выделяет различные вредные компоненты, в том числе пары, абразивную пыль. С помощью нового вентиляционного оборудования происходит удаление из атмосферы цеха нежелательных взвесей. «Морально устаревшая венткамера демонтирована, на освободившихся площадях созданы дополнительные рабочие места, – рассказывает ведущий инженер филиала по ГО и ЧС Вадим Дедюля. – Новые вытяжки отвечают последним требованиям. Две из них мобильные, поворачиваются на 180 градусов и могут поочередно использоваться на нескольких рабочих местах». Бригадир участка Валерий Шишковский задействует такой агрегат, в том числе при выполнении паяльных работ. Он работает в парке четверть века и вспоминает, каким был цех прежде. Говорит, сейчас здесь все продумано до мелочей.
Модернизация производственных площадей пятого троллейбусного парка продолжается. В зоне технического обслуживания идет ремонт мужского санузла. Закуплены необходимые материалы и сантехническое оборудование. На очереди – участок аварийно-восстановительного ремонта. Культуре производства в филиале уделяют большое значение. И это видно.

Ольга ДУБОВИК, фото автора




  • ПРОФЕССИОНАЛЫ

Скульптор кузова

Кузовной ремонт – один из немногих видов деятельности, где индустриальные методы работы предприятия легко сочетаются с ремесленным подходом. А хорошие мастера всегда были людьми уважаемыми. Именно такой специалист трудится в филиале «Транспортный парк № 1» – почетный работник предприятия кузовщик 4 разряда Сергей Михалевич.


Бытует мнение, что кузовной ремонт автомобиля – занятие, не требующее глубоких специальных знаний. Однако Сергей Николаевич убежден, что это далеко не так. Он называет свою профессию важной, творческой. И неспроста. Можно долго наблюдать, как исковерканная поверхность кузова на глазах превращается в изящный гордый контур.
Сергей Михалевич трудится в четвертой бригаде отделения аварийно-восстановительного ремонта. Скромный, немногословный. За него говорят результаты труда. В этот день корреспондент «ТС» застала мастера жестяных работ за зрелищным процессом. В отделении аварийно-восстановительного ремонта шла замена лобового стекла автобуса МАЗ-203, разбитого при ДТП. Это была настоящая командная работа, требующая предельной аккуратности и слаженности действий. Вот бригада кузовщиков достает осколки, обезжиривает оконный проем, для хорошей сцепки со стеклом смазывает его праймером, наносит пневмопистолетом клей. Последний этап рука мастера выполнила, даже не дрогнув. Иначе на оконном проеме остались бы небрежные следы. Далее, почти не дыша, бригада с помощью присосок устанавливает стекло в оконный проем. Оно очень массивное и вместе с тем хрупкое. Одно неверное движение может дорого стоить. Впечатляет слаженность действий, при которой все участники этого процесса понимают друг друга без слов. Стекло фиксируют скотчем и оставляют на сутки. На следующий день можно будет замазывать швы и отправлять машину на линию.
Когда самый напряженный момент работы остается позади, обращаюсь к Сергею Михалевичу с вопросами. «Когда-то эти работы в парке не умел выполнять никто, – говорит он. – Проходил стажировку на Минском автомобильном заводе, был на мастер-классах в парке. И постепенно освоил эту науку. Сегодня замена лобового стекла для нашей бригады – обычное дело». Интересуюсь, какую еще работу выполняют в этом филиале кузовщики. «Замена неподдающихся восстановлению деталей, реставрация несущих, геометрических и декоративных характеристик кузова после ДТП, удаление коррозии, – перечисляет Сергей Николаевич. – Кроме этого, мы готовим автобус к покраске, что включает зачистку, обезжиривание, шпаклевку и затирку. В нашем филиале покрасочного отделения нет. Машины отправляются в седьмой автобусный парк. Мне нравится подготовительный процеес. От того, насколько качественно он выполнен, зависит конечный результат».
Если автослесарь должен разбираться в сложном механическом или электрическом устройстве транспортного средства, то кузовщику необходимо несколько иное – умения и навыки. Главное для него – руки, которые запоминают действия и могут повторить проделанное однажды. Это нарабатывается с годами. Сергей Михалевич – обладатель самого высокого разряда. Постоянно совершенствуется. Сейчас изучает руководство по эксплуатации МАЗ-215. Автобус получили минувшей зимой – слесарям и кузовщикам еще долго предстоит досконально разбираться в его устройстве.
Для хорошего кузовщика важно восприятие, ощущение, внимание, а также ловкость и отточенность движений. Его работа не требует высокой скорости и спешки. Поэтому наиболее успешными мастерами становятся те, кто работают по принципу: лучше медленнее, но качественнее и без ошибок. Сергей Михалевич мог работать и фрезеровщиком, и токарем, и шлифовщиком. После окончания школы получил специальность «станочник широкого профиля» в ПТУ № 117. Но предпочел другое. До сих пор вспоминает своего первого наставника Петра Митренкова, который посвятил его в секреты профессии в четвертом автобусном парке. Сергей Николаевич признается, что долго наблюдал за его работой, вникал, спрашивал. Четверть века назад эксплуатационный парк четвертого автобусного состоял из ЛАЗов, ЛиАЗов, Неманов – слабых по кузовной части машин. С современными автобусами, признается мастер, дело обстоит проще. В них многое сделано не из металла, а из пластика. К примеру, в автобусе МАЗ-203 и бампер, и задняя часть восстанавливается без помощи сварочного аппарата.

Ежедневно кузовщики транспортного парка № 1 задействованы на самых разных работах. Меняют в автобусах напольное резиновое покрытие, шарниры в дверях, сидения. Несколько лет назад Сергей Михалевич принимал участие в восстановительном ремонте автобуса МАЗ-103. Его необходимо было разобрать до остова. Теперь эту модель он знает как свои пять пальцев. Стоит отметить, что кузовщики часто работают в тандеме с другими специалистами: сварщиками, шиномонтажниками, пневматиками. Все нацелены на то, чтобы быстро и качественно подготовить автобусы к работе на линии.
В отделении аварийно-восстановительного ремонта транспортного парка № 1 созданы все условия для успешной работы. Оборудованы две осмотровые канавы с хорошим освещением и розетками электропитания. В наличии простые, но надежные инструменты – болгарка, дрель, зубило, рихтовочный молоток, ключи, вибромашинка и шуруповерт. Есть аппарат для гидравлической растяжки кузова. А еще не так давно приобрели реноватор. Этот многофункциональный ручной электрический инструмент предназначен для несложных работ по реставрации и мелкому ремонту. Главное его преимущество – компактность. Он может выполнять мелкую работу, проникая в самые труднодоступные места, в том числе ниши и углы.
Все заявки на ремонт автобусов поступают в инновационный центр управления производством транспортного парка № 1, а затем распределяются между бригадами. Кузовщик Сергей Михалевич говорит, что не отдает предпочтений какой-то конкретной работе. Он с удовольствием начинает любое порученное ему дело и старается выполнить его максимально хорошо.

Ольга ДУБОВИК, фото автора