| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 968 ( 28.10.2011)


  • ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Метро уйдет на юго-запад, трамвай – по кольцу,
а троллейбус – в Лошицу

Белорусскую столицу, как, впрочем, и любой другой город с многомиллионным населением, невозможно представить без развитой сети общественного пассажирского транспорта. Тысячи единиц подвижного состава ежедневно выезжают на улицы Минска, чтобы доставить его жителей к месту работы, учебы или отдыха. О том, что ждет столичных пассажиров в ближайшем будущем, в канун профессионального праздника всех транспортников Беларуси – Дня автомобилиста и дорожника – мы беседуем с начальником службы текущего и перспективного развития ГУ «Столичный транспорт и связь» Александром КАПТЮХОМ.

– Александр Николаевич, темпы развития Минска впечатляют: за относительно небольшие промежутки времени выстраиваются целые жилые микрорайоны. Кроме того, в пределах 50-километровой зоны от столицы в скором будущем появятся девять городов-спутников. Все это накладывает определенные обязательства на столичных транспортников: оптимально организовать транспортное сообщение как в самом Минске, так и в его пригороде…

– Для начала отметим, что Минск в транспортном плане – город оригинальный. В свое время он был построен по классической радиально-кольцевой схеме, что позволяет через кольцевые магистрали связываться с жилыми районами посредством прилегающей улично-дорожной сети, то есть – в обход центра. Именно это дает нам возможность развивать и совершенствовать маршрутную сеть.
Нынешний генеральный план развития Минска, откорректированный и утвержденный Главой государства, рассчитан вплоть до 2030 года (с дополнительной корректировкой в 2015-м и 2020-х годах). Сегодня границы города образно можно очертить кольцевой автомобильной дорогой. Но фактически город постоянно растет и расширяется. Поэтому принято решение о выводе объектов жилфонда, а также промпредприятий, которые не соответствуют регламенту, за пределы МКАД. Соответственно дальнейшее развитие получит и сеть маршрутов, которые пролегают за город.

– Основным объектом приложения сил – как финансовых, так и физических – насколько я понимаю, станет метро?
– Да, потому что именно оно осваивает серьезные объемы пассажироперевозок (удельный вес в общегородских составляет более 30 процентов). Сегодня Минский метрополитен имеет две линии общей протяженностью тридцать с лишним километров, 25 станций, один пересадочный узел, два электродепо. В среднем в Минске ежегодно строится около одного километра метро. Такие темпы работ являются самыми высокими среди стран СНГ.
Генеральным планом определено, что на основе метрополитена будет развиваться магистральный вид пассажирского транспорта, а на основе автобусов, троллейбусов и трамвая – подвозящий к метрополитену. В настоящее время к завершающей стадии подходит строительство участка продления первой линии метрополитена от станции метро «Институт культуры» до микрорайона Юго-Запад, а точнее – улицы Голубева. Благодаря этому метро станет длиннее на целых пять километров. Три новые станции – «Грушевка» (на пересечении проспекта Дзержинского с улицей Щорса), «Михалово» (на пересечении с улицей Гурского) и «Петровщина» (на пересечении с улицей Голубева) – будут введены в эксплуатацию уже в следующем году. Вместе с этим метростроевцам поставлена задача завершить общестроительные работы на пересечении проспекта Дзержинского с улицей Есенина, связанные с возведением четвертой станции «Малиновка», и выполнить благоустройство территории. Отделка новой станции будет вестись чуть позже, ввести ее в строй планируют в 2013 году.

– Слышала, что для первой линии в дополнение к электродепо «Московское» планируют построить еще одно?
– По действующим нормативам такие протяженные линии, какой станет через несколько лет первая, должны иметь несколько электродепо. Но окончательное решение по этому поводу еще не принято: оно находится на рассмотрении у Главы государства.
Не исключено, что со станции «Малиновка» линия метрополитена уйдет кольцом в жилой микрорайон Щемыслица, где перед участком железнодорожного пути Помыслище – Дегтяревка – Крыжовка и будет построено новое электродепо. Сегодня, к слову, в этом районе строится большой жилой микрорайон, выделены немалые площади под возведение крупнейшего выставочного центра и стадиона. Так что метро там будет весьма кстати.
Кроме этого, в настоящее время разрабатывается архитектурный проект (выбор трассы уже определен) третьей линии метрополитена. Однако до сих пор бытуют разные мнения на данный счет: городу нужна линия, кольцевая или полукольцевая? Пока столичные власти остановились на последнем варианте. Основной целью строительства третьей линии является создание треугольника пересадок в районе станций «Фрунзенская» и «Площадь Ленина». Зачем нужен треугольник пересадок? Он позволит снять напряжение с единственного пересадочного узла «Октябрьская – Купаловская», который работает если еще не на пределе своих возможностей, то очень близко к этому рубежу. Работы на объекте начнутся уже в следующем году. А к 2017-му треугольник пересадок появится – это будет участок из трех станций – в районе Дворца спорта, станции метро «Фрунзенская» и улицы Дружной с выходом на улицу Жуковского.
А вот относительно четвертой линии метрополитена до сих много вопросов. Однозначно не выбрана даже трасса, по которой пойдет подземный тоннель. «Минскметропроект» и «Минскградо» скрупулезно ведут подсчет всех плюсов и минусов. На сегодняшний день существует много вариантов. Основной заключается в следующем: четвертая линия пройдет от автовокзала «Восточный» через станцию метро «Тракторный завод» и в районе Зеленого Луга встретится с третьей линией, тем самым создав с ней полукольцевую. Пока не решено, какую станцию первой линии – «Якуба Колоса» или «Академию наук» – пересечет четвертая, и где появится очередной пересадочный узел. В любом случае и на первой, и на второй станции придется проводить огромные общестроительные работы по укреплению грунта и существующих зданий, что, безусловно, весьма трудоемко.

– В этом году в столице появился пятый вид общественного транспорта – городская электричка. Какое у него будущее?
– В Минске существуют и действуют четыре железнодорожные линии. Именно по ним и будет развиваться городская электричка. Несмотря на то, что в этом году был реализован всего лишь первый этап – организовано движение городских линий от станции «Ждановичи» до станции «Минск-Пассажирский», – считаю, что это проект далеко идущий.
Введение такого нового формата перевозок, как городские линии, требуют строительства третьего главного электрифицированного пути. В первом этапе он был реализован достаточно просто за счет того, что в направлении Молодечно от «Минска-Пассажирского» до станции «Крыжовка» исключено движение транзитных грузовых поездов. С учетом того, что в 2014 году в Минске будет проводиться чемпионат мира по хоккею, железная дорога и городские власти заключили соглашение о том, что следующим этапом развития городских линий станет развитие направления на Колядичи через Лошицу, откуда можно будет организовать подвозящий транспорт до второй ледовой арены в Чижовке. Для реализации следующего этапа необходимо построить в данном направлении третий главный электрифицированный путь (здесь тоже есть резервная железнодорожная «ветка», которую можно использовать в качестве грузовой) и привести в нормативное состояние две станции – «Минск-Южный» и «Лошица». Только тогда, когда электричка будет проходить «сквозь» весь город, городские линии начнут работать полноценно.
Естественно, при строительстве третьего электрифицированного пути предусмотрено создание объектов транспортной инфраструктуры, например, пересадочного комплекса в районе института культуры. В настоящее время ведутся отделочные работы второго вестибюля станции метро «Молодежная», который по подземному пешеходному тоннелю будет соединяться с железнодорожной станцией «Минск-Северный». В будущем здесь же планируется строительство автостанции «Западная», которая будет обслуживать пригородные маршруты соответствующего направления – Раковского, Молодечненского, Мядельского. Станция появится на территории нынешнего деревообрабатывающего цеха (на противоположной стороне от ТЦ «Корона» через улицу Кальварийскую). Создание пересадочного комплекса также позволит закрыть нынешний остановочный пункт «Радиаторный», который размещен на территории железнодорожного депо, да к тому же далеко от транспортных связей.

– Раз уж мы заговорили о рельсовых видах транспорта, перейдем к трамваю, без которого представить современный Минск абсолютно невозможно.
– Трамвайное движение во всех крупных городах мира считается наиболее перспективным: это самый экономичный и экологически чистый вид транспорта. Не зря в наше время трамвай испытывает настоящий ренессанс. Вагоны на рельсах, к примеру, вернулись в Афины, Париж, Стокгольм и другие крупные города мира.
Не отстает и Минск: здесь активно ведется реконструкция существующих участков трамвайного пути. Наш отечественный производитель «Белкоммунмаш» освоил выпуск современных вагонов, которые имеют эффективные динамические характеристики, и не использовать такую возможность было бы нелогично. Поэтому в самом ближайшем будущем за счет активной реконструкции трамвайных путей и приобретения вагонов нового поколения трамвайное движение в столице поднимется на новый высокоорганизованный уровень.
Что касается схем и маршрутов, то дальнейшее развитие трамвая будет идти по кольцу: строительство новых трамвайных путей планируется от улицы Даумана через проспект Машерова и улицу Клары Цеткин до нынешнего разворотного кольца на площади Мясникова. Это позволит далее развивать трамвайное движение в те районы, куда метро не придет никогда, например, Сухарево (посредством строительства трамвайной линии Харьковская – Пономаренко).
Ну и когда-нибудь город, возможно, придет к своей заветной мечте – строительству трамвайной линии по трассе четвертого общегородского кольца. В конце 80-х этот проект рассматривался очень активно и носил громкое название «Серебряная стрела». При его реализации будет возможно соединить районы Домбровка, Кунцевщина, Запад, Сухарево, Юго-Запад, Серова, Лошица и Серебрянка.
К слову, строительство трамвайного пути в Серебрянку – проект отнюдь не заброшенный. В связи с тем, что город взял на себя определенные обязательства перед Правительством страны по проведению чемпионата мира по хоккею, средства перенаправили на другие объекты, а сроки строительства пока отодвинули.

– Каким образом будут развиваться столичные троллейбусные линии?
– Троллейбус придет в новые микрорайоны, например, Лошицу. Движение туда будет организовано после завершения строительства транспортной развязки на перекрестке улиц Денисовской – Маяковского. Возможно, это произойдет уже в этом году: со слов строителей, отдельные элементы развязки (съезды, правые и левые повороты, которые и позволят организовать движение из Лошицы до улицы Денисовской, а там – до автовокзала «Восточный»), будут завершены к концу 2011-го.
Ведется строительство троллейбусной линии по улице Сухаревской в микрорайоне Сухарево. Первый этап проекта – от улицы Шаранговича до улицы Лобанка, далее – по улице Скрипникова на участке от Сухаревской до Одинцова (уже готова проектная документация), по улице Панченко, а там уже и строительство нового совмещенного разворотного кольца с диспетчерской станцией в районе Сухарево-5.
Прорабатывается вопрос строительства троллейбусной линии по проспекту Жукова, улице Аэродромной, проспекту Дзержинского до улицы Маяковского. Это позволит организовать троллейбусное движение по второму общегородскому кольцу.
А вообще троллейбус предполагается пустить во все новые районы жилищного строительства. Таких, к слову, немало: будут застраиваться Каменная Горка, территория аэропорта «Минск-1», Стиклево, Новый двор, Щемыслица и т.д.

– И, наконец, автобус…
– Ну а автобус, как наиболее мобильный вид транспорта (он не требует создания таких серьезных архитектурно-строительных проектов, как трамвай или троллейбус), готов прийти для обслуживания пассажиров в любой район столицы. С внедрением на предприятии навигационной системы отпала необходимость в обязательном наличии диспетчерских станций на конечных остановках автобусов. Минимальные условия для работы этого вида пассажирского транспорта – наличие улично-дорожной сети и остановочных пунктов.

Екатерина БАРАНОВСКАЯ, фото автора

  • ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ

Спутниковая навигация: шлифовка системы

Начальник центра управления движением Александр БАРТАШЕВИЧ

Начальник центра
управления движением
Александр БАРТАШЕВИЧ

Проблемы в работе навигационного оборудования на подвижном составе будут окончательно сняты в ближайшее время. Напомним, вопрос остро ставился руководством предприятия на октябрьском техсовете. Как было отмечено в ходе совещания, транспортники не имеют реальной картины работы подвижного состава в городе, не могут полноценно управлять его движением, когда некоторые машины в навигационной системе не «высвечиваются». После совещания совместные действия центра управления движением и парков привели к тому, что ситуация изменилась в лучшую сторону.
В центре управления движением филиала «Служба организации движения» ежедневно составляются справки с переч­нем госномеров транспортных средств с неисправными навигационными терминалами «МТВ-128», которые направляются не только в управление АСУ администрации предприятия, но и во все филиалы. Такая система контроля дает положительный результат. Количество неисправных подвижных единиц на линии значительно сократилось. Хотя в принципе выпускать транспортное средство с неработающим прибором категорически запрещено. Сегодня старшие диспетчеры центра управления движением фиксируют не более трех-четырех таких подвижных единиц от каждого филиала, что по-прежнему считается нарушением. Начальник центра управления движением Александр Барташевич отмечает:
– В трамвайном, автобусных и троллейбусных парках назначены лица, ответственные за подключение, исправность, техническое обслуживание, содержание и эксплуатацию многофункциональных терминалов на транспортных средствах. Ранее не лучшими показателями отличались АП-6 и ТП-5. Хотя выводы делать достаточно сложно, потому что ситуация с каждым днем меняется.
Вот данные одной из сводных таблиц: АП-2 выпустил на линию пять из 166 подвижных единиц с неработающими «МТВ-128», в АП-4 значилась одна такая машина из 141, из АП-5 вышли два из 235 транспортных средств, в автобусах АП-6 не работало семь из 226 навигационных терминалов, в ТП-2 не функционировали терминалы в четырех из 186 подвижных единиц, в ТП-4 – в четырех из 153 транспортных средств, за ворота ТП-5 вышло одно такое транспортное средство из 210. Без нарушений обошлось лишь в АП-7, в ТП-3 и в трамвайном парке.
МТВ-128

МТВ-128


В филиалах утверждают, что неисправными навигационными терминалами автобусы и троллейбусы отправляют на линию лишь потому, что обеспечение маршрута необходимым количеством подвижного состава ставят превыше всего. Вместе с тем, если старший диспетчер не видит на маршрутной сети подвижные единицы, то не может контролировать и управлять движением. Чтобы не последовали жалобы и нарекания пассажиров, старшие диспетчеры для связи с водителями пользуются и старой системой, основанной на применении индуктивных контуров, расположенных под асфальтным покрытием. С их помощью командиры движения получают отметку о прибытии транспортного средства на контрольные остановочные пункты. Пока эта система себя еще не изжила. Случается (правда, это редкое исключение), что связаться с водителем не позволяет ни одна из систем. Тогда на помощь приходят мобильные телефоны.
Всего GPS-навигацией оборудовано 2868 подвижных единиц нашего предприятия: 1744 городских и пригородных автобуса, 985 троллейбусов и 139 трамваев. В перспективе – установка многофункциональных терминалов в автобусах малого класса «Мерседес-Бенц».
«Центр управления движением обслуживает 153 автобусных, 8 трамвайных и 64 троллейбусных маршрута. И в наших интересах, чтобы абсолютно все транспортные средства на них были охвачены системой навигации, – говорит Александр Барташевич. – Главное для нас – доставка пассажиров к месту назначения. В центре разработаны схемы по организации движения временных автобусных маршрутов на тот случай, если происходят непредвиденные ситуации с электротранспортом и метро. А они бывают практически ежедневно. Это и ДТП, и неисправность контактных сетей. Четко действовать в такой момент – наша основная задача».
Работа центра управления движением не прекращается и ночью. Она налажена в две смены по двенадцать часов. До двух ночи отслеживаются подвижные единицы на маршрутах, а в четыре часа утра диспетчеры начинают связываться с парками, чтобы скорректировать графики нового дня. Круглосуточно за пультами дежурят также по два старших энергодиспетчера филиала «Служба энергохозяйства». В ночное время суток они регулируют работу по ремонту и профилактике контактной сети, которая проводится в городе. Кроме этого, их задача – передать информацию по изменениям на линии старшим диспетчерам службы организации движения, чтобы те в свою очередь скорректировали организацию перевозок. В основном это доставка водительского состава в филиалы к началу первой смены.

Старшие энергодиспетчеры филиала «Служба энергохозяйства» Людмила МИХОЛАП и Елена ПЕКАРСКАЯ Молодые специалисты: Ирина ЛУКАШЕВА, Наталья ЛЫНДИНА и Екатерина СЕНКЕВИЧ

Старшие энергодиспетчеры
филиала «Служба энергохозяйства»
Людмила МИХОЛАП и Елена ПЕКАРСКАЯ

Молодые специалисты:
Ирина ЛУКАШЕВА, Наталья ЛЫНДИНА и Екатерина СЕНКЕВИЧ

С внедрением спутниковой системы навигации работы у старших диспетчеров прибавилось. Поэтому в филиале решили расширить штат сотрудников центра управления движением. В августе он пополнился шестью молодыми специалистами. Двое – выпускники автотракторного факультета БНТУ по специальности «организация дорожного движения» и четверо – из Гомельского университета транспорта факультета общетранспортных проблем. «У нас высокопрофессиональный коллектив. Все сотрудники получили опыт работы на местах, – говорит Александр Барташевич. – Однако существовала нехватка работников с узкоспециальным образованием. Теперь наш коллектив пополнился молодыми кадрами – выпускниками технических вузов. Таким специалистам будет легче постичь все тонкости организации движения городского общественного транспорта».
В центре разработана методология стажировки вновь прибывших сотрудников. За месяц новички должны проштудировать Правила автомобильных перевозок, закон об автомобильном транспорте, изучить маршрутную сеть города. Шесть новых сотрудников успешно сдали этот экзамен и уже приступили к своим обязанностям. «В Минск я приехала по семейным обстоятельствам, – говорит выпускница гомельского вуза Ирина Лукашева. – По распределению попала в этот филиал и очень довольна: отличный коллектив, интересная работа, хорошие условия труда». Ее землячка Наталья Лындина работе инженера по перевозкам в одном из автобусных парков Гомельской области предпочла распределение в столице.
Руководство центра управления движением уверено, что все последние изменения решат главную задачу транспортников – позволят выйти на качественно новый уровень организации и управления движением столичного общественного транспорта.

Ольга ДУБОВИК, фото автора

  • СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ

По карте города и мира

От здания автовокзала «Центральный» в сентябре стартовал экскурсионный маршрут по белорусской столице, открытый отделом туризма филиала «Минский автовокзал». Более восьмисот человек, в основном наши транспортники, увидели город по-новому.
– Работники нашего парка побывали на обзорной экскурсии по Минску, – рассказывает профсоюзный лидер филиала «Автобусный парк № 2» Николай Стринкевич. – Всем очень понравилось. Ко Дню пожилого человека для ветеранов также была организована экскурсия «Минск православный». Благодаря отделу туризма для детишек общежития организовали поездку в Беловежскую пущу. Путешествовали работники парка и по маршруту экскурсии-анимации «Шляхецкая гісторыя».
– Мы заказывали экскурсию для ветеранов ко Дню пожилого человека, – присоединяется председатель профсоюзного комитета троллейбусного парка № 5 Лия Мякиш. – Группа – более сорока человек, и все остались довольны. Представьте себе, многие всю жизнь прожили в столице, а знают ее плохо. Впечатления от поездки самые лучшие – экскурсовод очень подкованный, грамотный, сам маршрут интересный, мы заезжали в Свято-Елисаветинский монастырь, который находится на окраине города, и не у всех пожилых людей есть возможность туда добраться. Очень понравился туристический автобус, такой необычный и оригинальный.
Для обзорных экскурсий по городу курсирует специальный автобус. Узнать его легко по внешнему облику – для оформления использовались изображения самых известных видов Минска с картин художника Игоря Римашевского. Кстати, изготовлением на плоттере и нанесением изображения занимались специалисты ремонтно-механического завода.
– Работа по развитию экскурсионных маршрутов продолжается. В ближайшее время откроются новые тематические экскурсии по столице, – рассказывают специалисты отдела туризма.
Экскурсия «Минск вечерний» – обзорная, включает посещение площади Независимости и Красного костела, Троицкого предместья и Острова слез, предусмотрен выход у Национальной библиотеки. Экскурсия «Минск православный» предполагает посещение Свято-Елисаветинского монастыря. Многих заинтересует «Минск театральный» и «Минск спортивный», а ближе к концу года откроется маршрут «Минск новогодний». Причем для работников нашего предприятия предусмотрены значительные скидки.
Весьма интересно путешествовать по карте города, однако отдел туризма может организовать поездки и по странам СНГ. Древние города Киев, Львов, Смоленск, Санкт-Петербург откроют свои тайны тем, кому интересна история. Немало загадок у замков Франции и Чехии, городов Прибалтики. Надо отметить, выезжающим на экскурсию в дальнее зарубежье не надо беспокоиться об оформлении визовых документов: этим займутся специалисты отдела туризма.
В предновогодние дни будут тематические поездки как по Беларуси, так и в дальнее и ближнее зарубежье. А для корпоративных групп отдел поможет организовать отличный праздник.
В народе есть хорошая поговорка – делу время, а потехе час. Каждый из нас сам выбирает, как провести этот «час». Хочется, чтобы интересно, с пользой, чтобы остались незабываемые впечатления.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ

  • ФОТОКОНКУРС «ТС»

Самая обаятельная и привлекательная

Розалия ДМИТРУК

Розалия ДМИТРУК, работает в филиале «Агентство Минсктранс» билетным кассиром. Больше всего Розалия Михайловна ценит постоянное живое общение с людьми, вокруг себя везде стремится создать порядок и уют. Работу свою очень любит: каждый будний день для нее – праздник. По характеру своему – оптимистка, не зацикливается на проблемах и трудностях, никогда не впадает в уныние, верит в то, что выход есть из любой ситуации. Для родственников, друзей и знакомых Розалия Михайловна – надежный товарищ, прекрасный собеседник и мудрый советчик.
А еще – сегодня у нее день рождения. Поздравляем!