| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 740 ( 21.07.2006)

С любовью к людям и цветам


Пышные пионы, нежные розы, ромашки... Благоухающие клумбы и аккуратные газоны, идеальные чистота и порядок у административного здания КУП "Минсктранс" на Кооперативном, 12 радуют глаз. И все это - благодаря заботливой хозяйке Раисе Филипповне БАКИНОВСКОЙ.

Несмотря на свои 76 лет, она сохранила жизнерадостность, молодость души и трудолюбие. Приходится лишь удивляться, как эта простая и в то же время неординарная женщина, имея 56-летний трудовой стаж, лишь совсем недавно решилась-таки уйти на заслуженный отдых. Но столько теплых душевных слов хочется многим сказать о ней.
В любое время года Раиса Филипповна вставала ни свет ни заря, чтобы еще до шести утра привести в надлежащее состояние территорию управления предприятия. С любовью ухаживала за цветами, пропалывала и поливала, а затем... с приветливой улыбкой и добрым словом дарила работникам.
Зимой расчищать снег приходили помогать внуки Ваня и Леша, сын Николай. В большом семействе Бакиновских (а у Раисы Филипповны двое сыновей и две дочери, шестеро внуков и двое правнуков, которые обожают ее) всякий труд уважаем. Да и в палисаднике ее частного дома и на даче - настоящий райский уголок: разнообразные цветы, яблони, крыжовник...
У нашей героини интересная биография. Хотя в ее тоненькой трудовой книжке записей о благодарностях и награждениях почетными грамотами (их более 60) в несколько раз больше, чем отметок о переводах. Первое место работы Раисы Бакиновской, что любопытно, - карамельный цех кондитерской фабрики "Коммунарка". А вот с 1964 года судьба тесно связала ее с транспортной сферой: начинала диспетчером, а затем контролером автобусного парка № 1, работала инспектором контрольно-ревизионной службы "Минскпассажиравтотранса"...
За многолетний и добросовестный труд на нашем предприятии Раиса Филипповна Бакиновская приказом генерального директора награждена денежной премией. Спасибо и низкий Вам поклон, счастья, здоровья, благополучия!

Галина ДАНИЛКО, фото автора


За опытом - в ремонтную мастерскую


Не первый год в автобусном парке № 3 проходят производственную практику студенты и учащиеся столичных вузов, ссузов и ПТУ.

В настоящее время в ремонтной мастерской филиала перенимают опыт пятеро второкурсников Минского городского профессионально-технического училища № 31. Будущие слесари по ремонту автомобилей Александр Гвоздев, Алексей Рыбаловский, Дмитрий Воропаев, Юрий и Максим Абразовские трудятся во всех комплексах РМ. В основном практиканты занимаются разборкой-сборкой деталей и узлов автобусов марки "ЛАЗ".
Благодаря опытным, грамотным наставникам Дмитрию Сороко, Александру Колесникову, Василию Сабичу, Виктору Еловому и Михаилу Голубеву, которые делятся с учащимися знаниями и основами мастерства, ребята уже освоили практические навыки работы с инструментом, оснасткой, приспособлениями для ремонта, а также способы определения неисправностей подвижного состава и методы их устранения.
После окончания ПТУ все молодые люди планируют продолжить обучение в Минском государственном автомеханическом колледже. А там, как знать, может, и на работу в третий автобусный...

Елена ИОСУБ

Все "МАЗы" - одним цветом


Как сообщил начальник производственно-технического отдела КУП "Минсктранс" Александр Шкуратов, с первого августа этого года в центральных ремонтных мастерских автобусы "МАЗ" всех цветов начнут окрашиваться по единой схеме.

Специально проведен тендер на поставку высококачественных лакокрасочных материалов. Транспортники остановили выбор на продукции европейского производства. У обновленных "МАЗов" в соответствии с распоряжением генерального директора предприятия будет темно-зеленый низ до линии боковых люков и светло-зеленый верх. Освежат во время плановой покраски и крыши машин. Ежемесячно из ворот ЦРМ будут выходить до полусотни преобразившихся, блистающих красивым "одеянием" автобусов марки Минского автозавода из семи парков - разных моделей и "возрастов". Внешний вид пассажирского автотранспорта столицы станет по-настоящему стильным.

Галина ДАНИЛКО

Владимир ВАЙЗНЕР: "Для себя мы устанавливаем более высокую планку"


Обычно лето не самая горячая пора для общественного транспорта: с началом отпускной поры количество пассажиров прямо на глазах резко сокращается, а значит, можно перейти на менее напряженный летний график и перевести дыхание. Но в этом году даже на временное затишье рассчитывать коммунальным перевозчикам не придется. Сейчас в филиалах к привычным делам и заботам прибавились хлопоты по созданию маршрутов высокой культуры обслуживания. Чем вызвано это решение, каковы основные цели нововведения - с такими вопросами мы обратились к заместителю генерального директора по производству и эксплуатации КУП "Минсктранс" Владимиру ВАЙЗНЕРУ.


- Владимир Эдуардович, чем вызвано появление маршрутов высокой культуры обслуживания в столичных парках?
- Сегодня происходят изменения в подвижном составе, поступают новые автобусы, уходят старые марки. Но новое качество как таковое не приходит. Слагающие культуры обслуживания - не только современные автобусы или низкий пол. Это и безопасность, и поведение водителя, и соблюдение расписания. Транспорт должен быть лучше, но о его состоянии мы говорим всегда в общем, а значит, получаем общую "температуру". Судить только по жалобам достаточно субъективно, и подобная статистика ни к чему не приведет. Так что создание маршрутов высокой культуры можно расценивать как один из путей улучшения работы транспорта.
Не все сегодня можно решить даже с появлением таких маршрутов. Тем не менее это определенные обязательства перевозчика перед пассажирами. Мы понимаем, что, заявив о маршрутах высокой культуры, вызовем более пристальное внимание ко всем аспектам, будь то чистота салона, состояние табло, работа информатора, внешний вид водителя. Все по-другому будет восприниматься потребителем. Для себя мы устанавливаем более высокую планку и в то же время получаем более критичное отношение к происходящему. Это обязательно потянет за собой изменение технологии обслуживания подвижного состава. Пассажиру нет дела до того, что утром автобус был чистым, - он хочет, чтобы и вечером услуга оказывалась качественно, в салоне не было грязи. Значит, нужны совсем другие технологии: тряпкой и водой со шланга уже не вымыть хорошо автобус. Помимо мойки есть еще и техобслуживание, график движения, безопасность. Каждой службе найдется над чем работать. Все охватить невозможно. Но эти маршруты должны стать локомотивом прогресса, если сказать высоким стилем.
- В свое время таким локомотивом стал "сотый" маршрут...
- Ничего подобного "сотке" у нас не было: ни по объемам перевозки, ни по качеству услуги. Сегодня, несмотря на то, что маршрут проходит в очень сложных условиях, он воспринимается как некий эталон обслуживания: по регулярности движения, по качеству подвижного состава, по водителям. Объяснимо и то, что при социологических опросах "сотка" регулярно появляется в списке очень напряженных маршрутов: отличное качество увеличивает приток потребителей, спрос повышается, и сегодня пассажиры хотят, чтобы автобусы ходили еще чаще, несмотря на то, что сейчас они выдерживают трехминутный интервал.
Кстати, по 100-му маршруту вначале выплескивалось очень много негатива. Возможно, это было связано с психологическими моментами, ведь люди привыкли к троллейбусам, которые ходили дальше, маршрутов было больше. Многим не нравились пересадки, влекущие, помимо неудобств, и дополнительные затраты. Проблем возникло много, и не все так здорово и на ура пассажиры приняли. Да, чем-то пришлось поступиться, но при этом появилось качество: пришли новые машины, маршрут укомплектовали кондукторами, обеспечивается регулярность движения.
У 100-го маршрута есть одна особенность: он идет по центру, не связывает микрорайоны, и немногие пассажиры пользуются им каждый день. Теперь выбраны маршруты, напряженные по объемам перевозки, идущие в микрорайоны. К примеру, это автобусные 73-й маршрут, связывающий центр города и два спальных района, 52-й, идущий с вокзала в Лошицу, где очень большая миграция населения. Такие маршруты появились в автобусных парках с 15 мая.
- Почему опять решили начать с автобусов?
- Апробирование идет на автобусах, потому что с начала года они серьезно обновились, и, конечно, полученный подвижной состав появится на этих маршрутах. На старом изношенном "Икарусе" говорить о какой-то культуре невозможно, вкладывать в него деньги, когда машина ожидает списания, тоже нерационально. К сожалению, заявленного количества новых троллейбусов мы пока не получили.
- Как вы считаете, что в процессе работы по формированию маршрутов высокой культуры окажется самым проблемным?
- В троллейбусных парках и трамвайном депо меньше проблем будет вызывать культура обслуживания, больше - регулярность движения. Маршруты выбраны сложные, с солидными пересадочными узлами. Этот вид транспорта больше зависим от дорожной обстановки, пусть и не по своей вине. Потребуются организационные мероприятия по техническим устройствам, которые позволят уменьшить время ожидания техпомощи, служб организации движения, БД. Если сегодня пассажир не получит гарантированное время доставки, завтра он будет искать другой транспорт. А в будущем технология автономного хода даст троллейбусу вторую жизнь.
Введение кондукторов на троллейбусах сегодня не является обязательным, хотя допускается на маршрутах, где несколько раз происходит пассажирообмен и всегда есть возможность продать билетную продукцию.
В автопарках основное внимание будет обращено на культуру, качество подготовки водителей. Автобусы поступят новые, поэтому придется заниматься переоснащением служб, которые занимаются их обслуживанием. Технические мероприятия обязательно будут проводиться, но основная проблема связана с персоналом. Поэтому пока в каждом филиале выбран только один маршрут, чтобы была возможность сконцентрировать усилия, отработать технологии.
- Если результат окажется положительным, процесс и дальше будет продолжаться?
- Да, конечно. Тут избрана схема, при которой "верх" стал инициатором, но в перспективе, если все будет разумно сделано и результат окажется нормальным, инициатива станет исходить от самого филиала, от водителя. Должно быть материально выгодно работать на таком маршруте. Да, требования выше, но при этом эксплуатируется новый подвижной состав.
Возможно, появятся итоги, которые сегодня и не прогнозируются. Вполне вероятно, что-то не состоится. Предусмотрен и обратный ход: с маршрута, который в течение трех месяцев не сможет выдерживать основных показателей - по выполнению рейсов, регулярности, - будут сняты все отличительные знаки. А это оценка качества работы и руководства филиала, и руководства предприятия в целом. Так что на всех уровнях ответственность повышается.

Беседовала Тамара МОРОЗОВА

Болеем за наших!


24–28 июля в Уфе состоится Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбуса, который проводит Международная ассоциация предприятий городского электротранспорта.

Приглашения участвовать в конкурсе получили электротранспортники России, Беларуси, Украины, Казахстана, Узбекистана. КУП «Минсктранс» на столь внушительном международном форуме представят посланцы третьего троллейбусного парка: заместитель директора по эксплуатации Николай Кривой и водитель троллейбуса Владимир Янучок. Следует отметить, что предстоящие соревнования далеко не первые в биографии первоклассного водителя Володи Янучка, который ранее уже побеждал в республиканском конкурсе профмастерства водителей троллейбуса. В 2004 году он участвовал и во Всероссийском конкурсе, который проходил в Стерлитамаке. Тогда удача обошла белорусов, которые не были знакомы с правилами состязаний, ехали, по сути, вслепую. Сейчас появился опыт, известны требования, а для подготовки есть необходимые материалы и пока еще время. «Главное – справиться с волнением, настроиться психологически», – определяет задачу максимум Николай Кривой. Этого пожелаем своему водителю и мы, а еще – побольше везения. Удачи тебе, Володя!

Тамара МОРОЗОВА

«Юго-Западная» держит марку


Культура обслуживания пассажиров - понятие, имеющее и «душу», и внешнюю форму. На автостанции «Юго-Западная» делают все, чтобы они были прекрасными.


Учитывая пожелания уезжающих и приезжающих, недавно возле ступенек станционного сооружения оборудовали специальный спуск для инвалидов-колясочников. Ведь они тоже порою пользуются транспортными услугами, отправляясь по пригородным маршрутам. Еще радостная новость - на перроне станции установлены современные красивые платформенные указатели, изготовленные столичной фирмой. Причем вся информация - на белорусском языке. Пожалуй, особо значимым событием для пассажиров и персонала «Юго-Западной» стало открытие в июльский зной нового (платного) туалета в здании автостанции. Раньше, кстати, это место общего пользования располагалось на улице и удобствами не отличалось. Строители «Минсктранса» постарались впечатлить отделкой санузлов под евро: здесь подвесные потолки, стильная плитка, новейшее сантехоборудование... В ближайшее время, как сообщила начальник автостанции Просковья Забело, полностью преобразится внешний вид «Юго-Западной». Ожидается ремонт фасада по европейским технологиям, обновление асфальтового покрытия автоплощадки. А платформы будут выложены фигурной плиткой. P. S. А для создания комфорта в пригородных кассах вскоре установят отличные системы кондиционирования.

Галина ДАНИЛКО, фото автора

Метаморфозы на "Ангарской"


В золотую осень диспетчерская станция "Ангарская" наверняка войдет в красоте и блеске, преобразившись до неузнаваемости. Масштабную реконструкцию как самого здания, так и прилегающей территории затеял новый хозяин д/с - филиал "Автобусный парк № 6".


До 2005 года старушка диспетчерская находилась в собственности “Мингорэлектротранса» и была передана на баланс АП-6, откровенно говоря, в плачевном состоянии. Но машины второго троллейбусного поныне берут тайм-аут на площадке "Ангарской" - по соседству с автобусами 88, 20, 106, 16 маршрутов, а также 22-го.
Долгожданный ремонт диспетчерской станции за счет средств автопарка - в самом разгаре. Силами бригады ремонтно-строительного управления КУП "Минсктранс" в прошлом году здесь установили окна-стеклопакеты, обновили интерьер буфета, закупив для него современное оборудование (холодильники, линию раздачи и другое).
Штукатуры скоро завершат ремонт фасада по новой немецкой технологии (с применением утеплителя). Затем строители приступят к основательной внутренней отделке помещений здания станции. В первую очередь евроремонт коснется санузлов: предполагается их расширить, заменить сантехоборудование.
Большой объем работ предстоит выполнить и по асфальтированию, благоустройству прилегающей территории. Ожидается, что уже в сентябре этого года из "бедной золушки" диспетчерская с красивым названием "Ангарская" превратится в презентабельную красавицу. Как обещает директор шестого автобусного Александр Тишкевич, она станет наряду с д/с "Чижовка" одной из лучших.

Галина ДАНИЛКО, фото автора

Татьянин день


Она неизменно приветлива и внимательна, улыбчива и добра, ответственна и исполнительна. Может с каждым поговорить на любую тему, дать дельный совет, ответить на интересующий вопрос... Поэтому и неудивительно, что всегда рядом с ней - люди. Знакомьтесь: бухгалтер профсоюзного комитета филиала "Автобусный парк № 3" Татьяна ЖИГУЛИНА.

Каждый день Татьяны Григорьевны насыщен и расписан по минутам. Помимо бухгалтерских ведомостей она занимается делопроизводством, организационными вопросами, оформительскими работами. Также под ее непосредственной опекой находятся пенсионеры филиала. Татьяна Жигулина знает их нужды и проблемы, постоянно звонит, навещает, справляется о здоровье, интересуется, чем помочь, поздравляет с праздниками. Частенько бывшие работники автопарка, находящиеся на заслуженном отдыхе, сами приходят в профком: и в этом случае очаровательный бухгалтер, не считаясь со временем, найдет возможность уделить внимание всем, выслушать, поговорить, подбирая самые добрые, самые искренние слова. В результате какой день в году ни возьми, он обязательно будет Татьяниным.

Елена ИОСУБ, фото автора

В повышенной готовности



Недавно в Партизанском районе столицы прошли традиционные соревнования постов радиационного и химического наблюдения. Впервые в них приняли участие ПРХН пятого троллейбусного и четвертого автобусного парков.

Тем не менее, команда филиала "Троллейбусный парк № 5" (начальник поста радиохимического наблюдения - водитель-наставник Евгений Ересько, разведчик-химик и разведчик-дозиметрист - слесари по ремонту подвижного состава ремонтно-механического цеха Дмитрий Доброчасов и Александр Старовойтов) проявила хорошие практические навыки и высокую теоретическую подготовку. Второе место в этом непростом турнире - тому подтверждение.
Троллейбусники отлично справились со всеми заданиями. Участники сдавали нормативы, одевая противогазы и респираторы, средства защиты кожи, работали с дозиметрическими приборами в защитных костюмах и противогазах, а также с войсковыми приборами химразведки. На время они развертывали метеокомплект и производили расчеты для определения мер по радиационной и химической защите работников в случае возникновения очагов заражения.
Кстати, в мае прошло аналогичное соревнование в соответствии с планом основных мероприятий по подготовке органов управления и сил Центрального районного звена Минской городской подсистемы ГСЧС (государственной системы по чрезвычайным ситуациям) и ГО. Пост радиационного и химического наблюдения троллейбусного парка № 1 занял третье место. Также "бронзу" взяло санитарное звено филиала в районном турнире. А в соревновании санитарных звеньев в Заводском районе города команда автобусного парка № 6 стала лучшей.
Победителям и призерам вручены кубки и ценные подарки от имени глав администраций районов столицы.

Галина ДАНИЛКО


Метро: моя служба, мой пост


Прошло всего два с небольшим десятка лет, и уже трудно представить нашу столицу без метро. Оно расширилось, похорошело и продолжает обновляться. Это самый быстрый вид транспорта. И безопасный: во многом благодаря службе охраны, которая несет вахту в Минском метрополитене и днем и ночью. Ее возглавляет полковник Николай КУДИНОВ, в прошлом заместитель начальника по линии общественной безопасности и специальной милиции Московского управления внутренних дел. Каким он видит будущее ОВД по охране Минского метрополитена в плане организации безопасности, методов борьбы с преступностью? Об этом наша беседа.

- Условия работы в территориальных подразделениях милиции отличаются от тех, что есть у нас, под землей. Режим работы тоже разный. Наша смена длится двенадцать часов, но мы обеспечиваем безопасность граждан и в ночное время. Охраняем не только внутренние помещения и площадки, но и сооружения на подходе к ним - вентиляционные шахты, киоски, у нас там расположена сигнализация на случай несанкционированного доступа к метрополитену. Ежедневно выставляются дополнительные наряды из числа оперативно-начальствующего состава для регулировки пассажиропотока в часы пик на конечных станциях и пересадочном узле. Патрульно-постовая служба милиции Минского метрополитена насчитывает свыше 300 человек - это две роты по четыре взвода в каждой. Конечно, коллектив большой, но очень дружный и слаженный, со своими традициями. Кстати, у нас даже есть свой гимн. Там такие слова: "метро - здесь не виден свет звезд, метро - моя служба, мой пост..."
- Николай Владимирович, по каким критериям подбираете коллектив? И какими качествами должен обладать рядовой сотрудник милиции метрополитена?
- Принимаем гражданскую молодежь, отслужившую в армии. Немаловажную роль играет физическая подготовка. Есть у нас и сотрудники, закончившие высшие учебные заведения. Наверное, влияет имидж единственного в республике особого подразделения. В нашей службе ценятся неподкупность, справедливость, объективность.
- Какой средний возраст сотрудников и много ли служит у вас женщин?
- У рядового состава средний возраст 24 года, у оперативного - 31. Представительниц прекрасного пола у нас пять. В особых случаях они всегда действуют отважно и решительно. Так, старший сержант патрульно-постовой службы Юлия Филиппова задержала бандита, который пытался похитить материальные ценности, обезвредила его.
- Много ли было других задержаний, например, связанных с наркотиками?
- Для обнаружения взрывных устройств практикуется использование служебных собак, которые обучены отыскивать как тратил, так и наркотики. С целью профилактики чрезвычайных происшествий и терактов проводятся осмотры станций, служебных и технических помещений, составов, идущих под оборот и на ночной отстой. Ведется поиск взрывоопасных и ядовитых предметов и веществ. Применяются взрывозащитные камеры "Фонтан-3м", а в повседневной работе милиционерами рот ППСМ для досмотра личной клади пассажиров постоянно используются металлодетекторы "АК-7202" , которые могут обнаружить в закрытой сумке запрещенное вещество. В текущем году зарегистрированы два случая провоза наркотиков (за прошлый год - восемь). Были и другие: например, пытались пронести на станцию бензин. Представьте, что могло произойти, если бы канистра разгерметизировалась на платформе, ведь на рельсах высокое напряжение...
В прошлом году зарегистрировано 20 внеплановых остановок электропоездов по вине пассажиров, в том числе из-за падений (таких было семь) на пути. В 2005 году задержано 334 находившихся в розыске преступника.
- Когда и на каких станциях чаще всего совершаются правонарушения?
- Согласно нашему анализу больше всего правонарушений бывает на станциях "Площадь Ленина" и "Купаловская", чаще по вторникам и пятницам. Излюбленное время нарушителей - с 18 до 24 часов.
- Какие меры применяете к нарушителям?
- Самые разные. Если человек совершает серьезное преступление, это влечет за собой уголовную ответственность, нарушает общественный порядок - применяются меры административного воздействия. В этом году уже составлено 18 протоколов за появление в нетрезвом виде, 45 - за хулиганство, 7 - за порчу стекол вагонов. Трудно назвать такие действия мелким хулиганством, скорее, это вандализм. Испорченные стекла не подлежат реставрации и требуют замены. А это немалые затраты.
- Как поощряете отличившихся работников? Назовите лучших.
- Раскрытие преступлений, розыск преступников и их задержание - это наши прямые обязанности. Если человек пришел работать по призванию, то его труд не останется незамеченным. Безусловно, было немало случаев, когда мы своим сотрудникам объявляли благодарности. Писали письма на родину родителям или приглашали их к нам и вручали благодарности на торжественном собрании. Среди отличившихся - старшины милиции Юрий Дризовский и Павел Кисель, прапорщик Игорь Тишечкин, старший лейтенант Дмитрий Волынцев.
- Еще о безопасности. Насколько мне известно, на пересадочном узле и новых станциях установлена новейшая система видеонаблюдения за пассажиропотоком с выводом монитора в ОДС ОВД. Какие еще новинки прогресса в планах?
- Действительно, вся информация записывается и хранится определенное время для того, чтобы в случае возникших ЧП мы могли оперативно ею воспользоваться. Современная техника позволяет выделить предмет, находящийся на станции, и максимально его приблизить. Дежурный сообщает о нем сотруднику милиции, и тот проводит проверку. Такими же системами постепенно будут оснащены и остальные объекты. Недавно на административном здании метрополитена установлена мощная телефонная станция, это позволяет быть в постоянном контакте с любой точкой метро и, таким образом, повысить безопасность метрополитена. Внедряется новый вид кабельной связи, которая соединит также и всех сотрудников "подземки".
- К пуску готовятся новые станции метро, планируется ли увеличение численного состава ОВД по охране Минского метрополитена?
- В этом году по поводу трудоустройства к нам обратились 106 человек. Но, к сожалению, многим отказано, так как они не прошли военно-врачебную комиссию. Было направлено 80 (всего нам понадобится 82 сотрудника), а трудоустроено только 11. Желающих много, а дефицит кадров по-прежнему остается. Как видите, отбор строгий.

Елена САК, фото автора

Нестандартные решения


За пять месяцев 2006 года в пятом троллейбусном парке внедрено 50 рацпредложений. По словам ведущего инженера техотдела этого филиала Натальи Пушкиной, новые изобретения позволят экономить 24,7 миллиона белорусских рублей в год.

Из месяца в месяц в пятом троллейбусном число изобретателей и разработанных ими полезных технических идей неуклонно растет. На рационализаторском поприще себя хорошо показали 43 человека. Заслуживает, например, уважения работа главного механика Сергея Игнатковича, фрезеровщика РМЦ Евгения Петлицкого, токаря Сергея Виршича. Среди самых достойных новаторских предложений - устранение технических недостатков в компрессорах Varis VZ-540, в которых нередко горела обмотка статора двигателя. Выход из мнимого технического тупика нашла группа авторов: начальник технического отдела Николай Жук, начальник ЦТО Игорь Моисеенко, заместитель директора по эксплуатации Анатолий Шайтанов, обмотчик электрических машин Елена Жукова. Итог: на двух троллейбусах уже используются компрессоры с новой обмоткой, а годовой экономический эффект от внедрения рацпредложения (с учетом стоимости дорогостоящего компрессора) - 6,2 миллиона рублей. С самой лучшей стороны проявил себя и слесарь-электрик РМЦ Александр Дулич, который из года в год удивляет специалистов неординарными решениями. Он изготовил универсальный стенд для проверки и регулировки электрооборудования, что позволит экономить в год 11,8 миллиона рублей, а также конструкцию прибора для проверки свечей зажигания (с экономическим эффектом до миллиона рублей).

Валерий ШАЙТАР

Белорусский трамвай: биография продолжается


2. Модель будущего
Конечно, многое в белорусских машинах хотелось бы изменить, но нужно жить по средствам. А белорусский трамвай будущего (удобный, бесшумный и комфортабельный), мы надеемся, у нас появится. Убежден, что потенциал для создания любой машины в нашей республике есть! Лучше, если работа по созданию нового трамвая будет выполнена на белорусском предприятии совместно с одной из ведущих европейских фирм - Siemens, Bombardir, Allstom или Skoda. Отечественным специалистам есть чему поучиться у зарубежных, ведь западноевропейские трамваи по всем показателям на порядок выше.
В то же время ничего плохого в адрес белорусских трамваев не скажу - это лучшие машины на постсоветском пространстве. Но день сегодняшний диктует свои требования, пренебрегать которыми нельзя: низким или переменным уровнем пола, увеличением вместимости по сравнению с одиночным вариантом, снижением энергопотребления и уровня шума, повышением надежности. Приятно осознавать, что у нас налажены нормальные отношения со специалистами "Белкоммунмаша": все пожелания службы эксплуатации принимаются во внимание и в кратчайшие сроки устраняются неполадки.
Однако, создав хороший трамвай, проблему в одночасье не решить. Есть еще одна, которую нельзя откладывать, - трамвайный путь. От способа прокладки трамвайного полотна, места, где оно будет проходить, зависит очень многое, в первую очередь снижение шума.
Трамвайное движение должно быть обособленным от основного транспортного потока. Необходимо сблокировать включение зеленого сигнала светофора при приближении трамвайных вагонов или поездов. Сегодня в Минске средняя скорость движения трамвая около 15 километров в час, в то время как в Европе - 20 - 25. Даже в Чехии на трамваях Т-3 и, что очень интересно, в белорусском городе Мозыре она составляет 32 километра в час. Для этого есть все условия: обособленный путь и скоростная контактная сеть. В Мозыре и Новополоцке трамвайные депо существуют при нефтеперерабатывающих заводах и осуществляют доставку работников из центральной части городов в загородную зону, где расположены заводы. Казалось бы, реки бензина и трамвай! Как такое возможно? Ответ прост: люди умеют экономить время и считать деньги. А если вспомнить о трамвайном полотне и контактной сети в этих городах, то их устройство на 100 процентов приближено к железнодорожному варианту. В Новополоцке вообще отсутствуют пересечения с автомобильными дорогами. Это идеальные условия для демонстрации всех возможностей трамвая.
Сейчас мы создаем опытный участок на территории трамвайного депо, который скоро пустим в эксплуатацию и который будет удовлетворять всем перечисленным выше требованиям.
Думаю, решая проблему, необходимо пригласить специалистов, имеющих опыт устройства таких путей. К сожалению, наши возможности в этом деле ограничены, и для решения вопросов строительства больших отрезков путей нужно воспользоваться услугами подрядчика-строителя.
3. Реальность и перспективы
В настоящее время существует программа развития трамвая в нашей столице до 2030 года. Она включена в "План функционального использования территорий г. Минска с режимами развития и застройки", который утвержден решением Мингорсовета №170 от 25 марта 2001 года. Программа нашла отражение в "Генеральном плане развития г. Минска". Его утвердил Президент Республики Беларусь (Указ № 165 от 23 апреля 2003 года). Согласно этой программе практически в два раза увеличивается длина трамвайных линий (на 62,1 километра), а также более чем в два раза - количество подвижного состава. Кроме того, планируется построить второе трамвайное депо в районе улицы Семашко.
Система сформирована на базе существующих линий, протяженность которых 62,4 километра, с дополнением следующих участков: во-первых, участка завершения первого трамвайного кольца в центральной части города по улицам Дрозда и Клары Цеткин (протяженность четыре километра); во-вторых, планируется строительство трамвайной линии по четвертому транспортному полукольцу: по улицам Кунцевщина (от улицы Матусевича), Лобанка, Горецкого, Голубева, проспекта Любимова, улицам Корженевского, Серова, Малинина, Крупской до улицы Кабушкина (протяженность 20,2 километра); в-третьих, должно произойти развитие радиальных трамвайных направлений: линии по улицам Харьковская - Шаранговича (протяженность 8,3 километра); линии "Серебрянка - центр" по улице Тростенецкой, проспекту Рокоссовского, улице Малинина, от разворотного кольца на улице Октябрьской до существующего разворотного кольца в Серебрянке (протяженность 5,7 километра); линии "Курасовщина - центр" по улицам Кижеватова, Жуковского, Могилевской, от улицы Корженевского до станции метро "Институт культуры" (протяженность 5,7 километра); в-четвертых, будет организовано строительство хордовой линии между жилыми районами Ангарская, Чижовка и Новый Двор, по улицам Нестерова, Байкальская, Кабушкина, Ташкентская (протяженность 10,6 километра); в-пятых, необходимо проложить линии СЭЗ и участок трамвайной сети от улицы Матусевича до проспекта Победителей, завершающий второе трамвайное кольцо. Правда, реализация этих двух последних проектов изначально отнесена до 2030 года.
Вместо послесловия
Таким образом, у минского трамвая есть большие перспективы. Нужны только современные подходы в воплощении данного проекта, тогда нам удастся доказать пассажирам, что внутригородская электрифицированная железная дорога - один из лучших видов транспорта.
Из опыта промышленно развитых стран мира нетрудно заметить: только в 2004 году трамвайное движение возобновлено такими городами, как Афины, Барселона, Эскишэхир (Турция), Хьюстон, Миннеаполис, Трентон (США), Ноттенгем (Англия), Сассари (Италия). Общее число городов на земном шаре, которые с 1978-го по 2004 год восстановили или вновь организовали движение трамваев, составляет 87. В 2007-м завершается подготовка к приему пассажиров впервые открытыми или переоснащенными трамвайными маршрутами еще в 29 городах мира. Трамвай в некоторых населенных пунктах Европы начал выходить за рамки классического понятия городского транспорта, поскольку у него появилась возможность стать на рельсы обычной железной дороги и работать в пригородном сообщении, покрывая расстояния до 80 километров за пределами городской черты. В некоторых пунктах, где нет метро, трамвай пропущен под наиболее загруженными улицами по тоннелю. Классическое название трамвая заменено словами: облегченный рельсовый транспорт...
В заключение отмечу, что, используя мировой опыт, лучшие разработки, трудолюбие и интеллект наших белорусских инженеров, при поддержке городских властей в Минске будет создан трамвай мирового уровня: комфортабельный, экономичный, вместительный, малошумный. А экологически чистым ему быть, как говорится, сам Бог велел.

Ростислав ЮРЕНЯ


В театр - на автобусе


В Пинске в этом году начал работать Полесский драматический театр. Последняя премьера молодого творческого коллектива - спектакль по пьесе-сказке известного белорусского драматурга и прозаика Василия Ткачева "Ушастик". Автор побывал на премьере, поблагодарил артистов и режиссера спектакля, художественного руководителя и директора театра Ивана Базана за прекрасный спектакль и, конечно же, сфотографировался с ними на память.
- Примечательно то, что зрители приезжают в театр из Минска и других городов на автобусах Минтранса и КУП "Минсктранс", - подчеркнул в своей беседе с нашим корреспондентом драматург. - Сделано это с одной целью - чтобы зритель по-настоящему прикоснулся к театру, ощутил на себе его ауру. Теперь то, что они увидят на большой сцене с хорошим звуком, светом, декорациями, будет сильно отличаться от того, что артисты показывали им раньше на школьной или сельской сцене. Этот опыт пинчан, кстати, заслуживает внимания.
Остается добавить, что Василий Ткачев в последнее время успешно работает в драматургии. 30 апреля этого года по первой программе Национального радио прозвучал его спектакль "Игнатов рубеж", в котором главную роль исполнил народный артист СССР Геннадий Освянников. Спектакль был посвящен 20-летию чернобыльской трагедии. Чуть позже, в мае, состоялась премьера спектакля "Кто-то ходит за окном..." в Гомельском драматическом театре. Здесь же в ближайшее время ожидается премьера и "Ушастика". В Национальном академическом драматическом театре имени Я. Коласа играется спектакль для детей "Два мешка конфет". Спектакли по пьесе "Цветы и тайная любовь Макизара" и "Курорт для зятя" поставлены, соответственно, в народных театрах Гомельского государственного университета имени Ф. Скарины "Если бы..." и Ветковского районного Дома культуры.
В ближайшее время ожидаются другие премьеры по пьесам Василия Ткачева. И не только в театрах нашей страны.

Петр ГВОЗДЕВ