| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1290 ( 09.02.2018)


  • НАШ МУЗЕЙ

Путешествие во времени – с транспортом

В готовящемся к открытию Музее городского пассажирского транспорта государственного предприятия «Минсктранс» появились новые уникальные экспонаты. Выставка раритетной техники под открытым небом, в которой на сегодняшний день более 20 подвижных единиц, пополнилась тремя транспортными средствами советской эпохи – автобусами ПАЗ-672, РАФ-2203 «Латвия» и КАвЗ-685.


– Накануне Нового года познакомились с очень интересным человеком Василием Терешко, который в 90-е годы стал основателем Общества охраны памятников техники и транспорта «Наша Победа», – рассказывает заведующий музеем Денис Бутин. – Он является энтузиастом и большим любителем техники, коллекционирует старый транспорт. В его коллекции, которая насчитывает более 60 единиц подвижного состава, преимущественно легковой техники, есть и общественный пассажирский транспорт, причем все подвижные единицы – на ходу. Нашему музею Василий Терешко безвозмездно передал на хранение три уникальные единицы. ПАЗ-672 – это автобус-легенда, один из самых массовых советских автобусов 70-х годов. РАФ-2203 стал первой белорусской «маршруткой», но у многих он больше ассоциируется со скорой помощью. В 1980-м он в качестве такси активно использовался на Олимпийских играх в Москве. КАвЗ-685 часто эксплуатировался как сельский школьный автобус. Для нашего музея это бесценные экспонаты.
Вместе с Денисом Бутиным и специалистом музея Мерине Петросян мы проходим на заснеженную открытую площадку, где хранятся образцы старой техники. Сейчас это история, и даже не верится, что еще несколько десятилетий назад такие автобусы и троллейбусы являлись основными составляющими транспортной системы города. В скором времени выставку должны пополнить два трамвая – чеш­ский Татра-Т6В5 и рижский РВЗ-6М2. Пока их ждет реставрация. РВЗ, представлявший 30-летнюю эпоху минского трамвайного движения, скорее всего, вернет себе оригинальный красно-желтый цвет. А «Татра» после белорусско-бразильского фестиваля урбан-арта Vulica Brazil, в котором принимали участие граффитисты из Южной Америки и Беларуси, по всей видимости, останется в «расписанном» виде. По мнению Дениса Сергеевича, это отличная возможность показать, что транспортные средства, выработавшие свой эксплуатационный ресурс, могут стать замечательной площадкой для современных видов искусства, объектом инсталляций, полотном для творчества.
Сама по себе выставка раритетной техники не только огромный и трудоемкий участок работы, связанный с реставрацией и ремонтом экспонатов, но и широкое поле для новых интересных идей. У молодых сотрудников музея по-прежнему горят глаза, когда они говорят о том, что хотелось бы на месте площадки установить навесы и фонари, поставить урны, лавочки. Было бы интересно оформить территорию, стилизовав ее под старую автостанцию. И, к примеру, сделать перроны. Есть задумка в автобусе Икарус-280, довольно широком и вместительном, установить столики и использовать как летнее кафе…
Пусть эта работа не одного дня, и она потребует немало сил и средств, но, глядя на то, что уже сделано, понимаешь: невозможное – возможно. Были бы идеи и желание их реализовать. Еще ровно два года назад на месте нынешнего Музея городского пассажирского транспорта стояли одни только стены. Пришли молодые энтузиасты, которые с большим вниманием отнеслись к давней идее генерального директора «Минсктранса» Леонтия Папенка сохранить историческое наследие городского пассажирского транспорта. При поддержке руководства предприятия разработали научную и художественную концепцию музея, начали формировать и систематизировать экспозицию, основная часть экспонатов для которой была собрана первым заведующим музеем Виктором Николаевичем Ковалевым, приступили к монтажу выставочного оборудования. Сейчас вместе с предметами старины здесь гармонично соседствуют и в скором будущем будут максимально задействованы современные мультимедийные информационные средства. «Вот эта конка сделана руками работников РМЗ. Фрагмент рельса 1878 года, по которому когда-то прошел первый минский трамвай, поставили работники службы трамвайного пути. Очень многие предметы быта, искусства, фотографии отдали в музей работники предприятия», – рассказывает Денис Бутин, подчеркивая: все, созданное в музее – результат совместной работы дружного коллектива «Минсктранса».
Экспозиция постоянно пополняется, предоставляя сотрудникам возможности для поиска новых решений в организации музейного пространства. «В коллекции Василия Терешко есть мопеды, мотоциклы, велосипеды, которые активно использовались населением несколько десятилетий назад. Есть первый белорусский мотоцикл «Неман», который выпускался с 1936 по 1939 годы. Он в идеальном состоянии, на ходу. Транспортные средства он готов передать для экспонирования в музей. Эта выставка идеально смотрелась бы здесь, где у нас создан прообраз проезжей части с разметкой, пешеходными переходами, – проводит экскурсию по музею и заодно делится ближайшими планами Денис Сергеевич. – Благодаря таким уникальным экспонатам мы сможем совершить путешествие во времени, и, расширив тематические границы, посмотреть, каким транспортом, кроме общественного, пользовались минчане. Также есть возможность для размещения на выставке раритетной техники музея и легковых ретроавтомобилей, которых у коллекционера Василия Терешко в достатке. Экспонаты можно будет потрогать, посидеть в них, сделать необычные фотографии. Думаю, что это будет интересно многим».
Сотрудничество с коллекционером будет продолжено, уверен заведующий музеем, а значит, в скором времени удастся претворить в жизнь и другие совместные проекты.
А мы заходим в малый зал, где готовится выставка, посвященная государственному предприятию «Минсктранс», его современному состоянию. В более узкой, специализированной экспозиции будут представлены все филиалы предприятия, показана их производственная деятельность, социальная жизнь. Сейчас подбираются экспонаты, обновляется информация.
За стенкой слышны звуки ремонтных работ. Денис Сергеевич приоткрывает секрет: строители РСУ заканчивают ремонт в еще одном зале музея, площадь которого более 190 кв. метров. В одной, меньшей, части помещения предполагается оборудовать так называемую игровую зону, где можно будет проводить, к примеру, тематические занятия с детьми, организовывать семинары, встречи с участием общественных организаций. Во второй части зала планируется организовать выставочную зону, предназначенную для проведения коммерческих выставок. «Культурные учреждения сегодня должны не только потреблять, но и зарабатывать», – подчеркивает Денис Бутин.
Надо сказать, что времени открытия музея, когда будут реализованы первые билеты, когда ежедневно можно будет принимать гостей и регулярно проводить экскурсии, здесь ждут с нетерпением.
«Это будет не просто музей, а культурный центр предприятия, – уверены Денис Бутин и Мерине Петросян. – Его открытие станет значимым событием и в культурной жизни Минска».

Тамара МОРОЗОВА, фото автора




  • ДТП

Трамвай – на рельсах. И он не объедет

4 февраля в Минске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием трамвая и легкового автомобиля, водитель которого серьезно пострадал.


В 22.14 водитель первого класса филиала «Трамвайный парк» (стаж работы 28 лет), управляя трамваем АКСМ-60102, двигался по маршруту № 1 «ДС «Зеленый Луг» – пл. Мясникова» по ул. Я. Коласа со стороны ул. Б. Хмельницкого в направлении ул. Дорошевича. Вблизи дома № 25 водитель легкового автомобиля Nissan, двигавшегося в попутном направлении, при совершении разворота не уступил дорогу трамваю. В результате – серьезное дорожно-транспортное происшествие.
И трамвай, и легковой автомобиль получили значительные механические повреждения. Нарушившего Правила дорожного движения водителя спасли работники МЧС, которым пришлось прибегнуть к помощи аварийно-спасательного инструмента. Пострадавший автомобилист был доставлен в областную клиническую больницу с предварительным диагнозом «черепно-мозговая травма легкой степени, перелом ребер».
Задержка движения трамваев составила 2 час. 05 мин.
А ведь всего этого могло и не быть, помни водитель автомобиля о том, что дорогу трамваю нужно уступать. Поскольку объехать трамвай не сможет.




  • ТЕХСОВЕТ

Внимание акцентировать на главном

В начале месяца на базе филиала «Ремонтно-механический завод» состоялся технический совет предприятия под председательством первого заместителя генерального директора – главного инженера Виктора Староверова. Главной темой технического совещания была организация работы филиала по изготовлению запасных частей согласно номенклатуре, восстановление узлов и агрегатов.


На техническом совете присутствовали заместитель главного инженера – начальник ПТО Виктор Тиунович, а также главные инженеры филиалов. На территории филиала делегацию гостеприимно встречал директор РМЗ Александр Сахар, который показал цеха завода, предложил ознакомиться с работой ряда участков, в том числе с недавно организованным участком по производству гибких сочленений. Александр Михайлович рассказал о производственных мощностях РМЗ, перспективах развития и дальнейшей модернизации цехов и отделений, о проблемных вопросах каждого участка. Александр Сахар информировал о том, что работа над увеличением ассортимента изделий идет постоянно. Представители филиалов получили каталоги, где ярко и красочно представлена изготавливаемая на РМЗ продукция. К слову, каталог продукции, производимой ремонтно-механическим заводом, будет размещен на официальном сайте предприятия.
Совещание продлилось более двух часов – настолько актуальными и насущными оказались затронутые вопросы. Виктор Староверов детально обсудил с представителями всех филиалов перечень самых важных тем. Одна из первоочередных задач – своевременное изготовление узлов и агрегатов, необходимых для проведения ремонтов, а также другой продукции РМЗ. Для обеспечения равномерного ежемесячного планирования, заявки на следующий месяц филиалы должны предоставлять в срок до 20 числа текущего месяца. При направлении на восстановительный ремонт ГМП, других агрегатов, узлов предоставлять информацию о пробеге с начала эксплуатации, характере неисправности. При этом не допускается поставка в ремонт узлов и агрегатов в разобранном и некомплектном виде. Поставку в ремонт отопителей, предпусковых подогревателей автобусов производить равномерно. Как говорит пословица, готовь летом сани, а зимой колеса. Представителям филиалов, присутствующим на заседании, поручено разобраться и с этим вопросом. Было предложено сдать в ремонт на РМЗ весь имеющийся в филиалах ремфонд сидений и комплектующих к ним, а также некоторые комплектующие гибких сочленений.
Была затронута тема восстановительного ремонта. Первые заместители директора – главные инженеры должны обеспечить ежемесячное предоставление графиков восстановительного ремонта подвижного состава с указанием регистрационных знаков автобусов, инвентарных номеров троллейбусов, планируемой даты постановки на покраску и даты окончания ремонта.
При проведении капитального ремонта компрессоров троллейбусов импортного производства в условиях РМЗ было предложено приобретать компрессора рогачевского завода. Нужна также доработка стенда для обкатки ГМП автобусов под нагрузкой, балансировочный стенд для балансировки карданных валов троллейбусов.
На техническом совете были затронуты проблемы самого ремонтно-механического завода. В частности, завод испытывает нехватку узких специалистов по ремонту, остро стоит вопрос обновления оборудования.
На техническом совете предприятия был поднят лишь ряд ключевых вопросов, касающихся деятельности РМЗ. Более масштабно обсудить его работу по выпуску продукции согласно номенклатуре, а также наличия остатков ТМЦ на складах, планируется на ежемесячных заседаниях техсовета.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора




  • В филиалах

Новые виды ремонтных работ

Автобусная техника оснащена системами контроля и управления, обеспечивающими работу всех узлов и агрегатов. В современных автобусах они отличаются высокой надежностью, но все-таки в условиях непрерывной эксплуатации периодически требуют проведения диагностики и ремонта. Особенно в зимний период из-за влияния неблагоприятных погодных факторов все системы транспортного средства испытывают повышенную нагрузку.


Как рассказал бригадир слесарей по ремонту автомобилей четвертого автобусного парка Валерий Лемеш, у которого богатый опыт, работы в ремзоне всегда хватает.
– Сезон снега и мороза в самом разгаре, поэтому все больше машин приходит на текущий ремонт, – говорит Валерий Анатольевич. – Из-за попадания влаги замерзает пневмосистема, это чревато проблемами – могут не работать двери, пневморессоры, отказать тормоза. Изначально на новых автобусах те же компрессоры функционируют нормально. Но в ходе естественного износа приходится их реанимировать или менять. Наши специалисты имеют высокую квалификацию и могут освоить любые виды ремонтных работ. В частности, мы можем производить ремонты мостов производства Минского автомобильного завода, которые стоят на МАЗ-103. С недавнего времени освоили ремонт мостов и коробок импортного производства. На МАЗ-203 стоят немецкие мосты марки «ЗФ». Первый мост в работе был самый трудный. Отличия импортного моста существенные – комплектация и компоновка другая, в частности, тормозная система. Разбираем, детально изучаем, подбираем инструмент и технологию ремонта.
Как пояснил слесарь по ремонту автомобилей Дмитрий Метельский, который непосредственно занимается ремонтом мостов и коробок, нужны специальные ключи – головки, звездочки, с обыкновенным инструментом не подойдешь. Та же ситуация и с коробками немецкого производства. Первый и самый главный шаг в подготовке к ремонту – диагностика. Грамотное выявление неисправностей – главный ключ в работе ремонтников.
Ремонты выполняются довольно оперативно. Они в основном сводятся к замене неисправных узлов и деталей, гарантируя безотказную работу в дальнейшем, но для этого нужны качественные комплектующие, отметил бригадир Валерий Лемеш. И, само собой разумеющееся, – квалифицированные кадры. За последние годы состав ремонтников филиала сложился в крепкий костяк опытных кадров. По словам самих ремонтников, самое важное – изучить устройство транспортного средства. Когда знаешь, как данный механизм или агрегат должен работать, с починкой проще. У каждого слесаря по ремонту автомобилей оборудовано свое рабочее место.
Слесарный инструмент имеется в необходимом количестве. Приобрели хорошие импортные головки, а также набор «звездочек», шестигранников. Комплектация автобусов идет импортными узлами и механизмами, где используются крепежные детали особенной конструкции. Без хорошего инструмента никак не обойтись, к слову, наличие инструмента у ремонтников – 90 процентов успеха. Ветераны говорят, что пережили то время, когда самим приходилось делать ключи – не было самого необходимого. Сейчас же для работы все условия.
Как рассказали в техотделе филиала, был получен сертификат соответствия на оказание услуг по ремонту, как юридическим лицам, так и организациям. Услуги по шиномонтажу весьма востребованы у своих перевозчиков, а также у сторонних. С приобретением специального станка кроме шиномонтажных операций можно производить и балансировку колес легковых автомобилей, микроавтобусов.
Монтировщики шин и шиннопневматических муфт Леонид Лемешкин и Юрий Корзюк пояснили:
– Станок, на котором производится балансировка, освоили быстро, там ничего сложного. На дисплее при проведении операции видна вся картина. Без балансировки – неполный комплекс шиномонтажа, а с приобретением необходимого оборудования можем производить весь комплекс работ.
Водители говорят, что хуже мокрой осенней дороги только зимняя, когда гололед и снег. О том, что дороги становятся проблемными, сразу узнают специалисты ремонтной зоны, и они делают все возможное, чтобы транспорт в ремонте не задерживался.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора




  • В филиалах

Получать информацию каждый день

Системы видеонаблюдения на подвижных единицах в автобусных и троллейбусных филиалах «Минсктранса» начали устанавливать еще в минувшем году. Машины, оснащенные данными системами, успешно работают на линии.


Как рассказали в четвертом автобусном парке, вначале было получено пять комплектов, которые были распределены на машинах городских и пригородных маршрутов. Процесс оснащения транспортных средств видеосистемами продолжается. К примеру, сегодня на автобусах пригородных маршрутов четвертого автобусного парка установлено 40 комплектов видеосистем.
Специалисты АСУП занимались программным обеспечением, особых проблем в настройках не было. Сегодня все отлажено, все действует. Система видеонаблюдения дает возможность контролировать дорожную обстановку впереди транспортного средства, что позволяет оперативно разбираться с ДТП, видеть правый борт (посадка-высадка пассажиров, подъезд к остановочному пункту и отъезд от него), а также действия водителя во время управления подвижной единицей (курение, разговор по мобильному телефону, провоз в кабине постороннего). Установлена камера и в салоне транспортного средства, дающая «картинку» в салоне.
Информацию можно «брать» каждый день, диспетчер по выпуску отслеживает, чтобы камеры работали исправно, когда машина на линии. Как рассказали в отделе АСУП филиала, система видеонаблюдения предусматривает передачу данных в режиме онлайн, это можно производить ежедневно в любое время суток. Имеется также возможность зайти в архив и получить необходимую информацию за определенный период со всех камер, просмотреть, как развивались события. Архив предполагает хранение информации на жестком диске системы при максимальной загрузке не менее 20 дней. Так же можно снять информацию на съемный носитель.
Установка камер, по словам самих водителей, необходимая мера, особенно при разборе жалоб. С помощью системы видеонаблюдения можно точно отследить, где находился пассажир в тот момент, когда его «не подождал водитель», и кто виноват, если человека зажало дверями.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ