| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 898 ( 04.06.2010)


Купить подешевле. И получше

Согласно утвержденному плану по проведению Года качества на предприятии проводятся мероприятия технического переоснащения, внедрения инновационных проектов. Все это во многом позволит поднять труд людей на более высокий и качественный уровень.
Получены две установки для мойки автобусов немецкого производства фирмы «Крист», которые предназначены для автобусного парка № 7. До 15 июня будет приобретена еще одна установка. Моечное оборудование, верой и правдой служившее не один год, сегодня не соответствует потребностям транспортников. Производится его демонтаж, и на месте старого «душа» появятся современные агрегаты, управляемые автоматикой.
Необходимость реконструкции моек назрела и в автобусных парках № 2 и № 4. Для них приобретены мойки польского производства. По словам специалистов, стационарные проездные автоматические щеточные мойки для автобусов позволят сократить расход воды, улучшить качество мытья поверхности подвижного состава, облегчить труд работников.
Состояние очистных сооружений – оборотного водоснабжения, ливневой канализации, моек – под пристальным вниманием. Они должны работать эффективно, принося предприятию реальную экономию.
В минувшем году в троллейбусном парке № 4 после капитальной реконструкции введен в эксплуатацию моечный корпус с современной системой оборотного водоснабжения и биологической очисткой воды. Благодаря этому расход воды сократился более чем в четыре раза. Отслужили свою службу и изношены на сто процентов очистные сооружения троллейбусного парка № 3 и седьмого автобусного. Здесь уже идет реконструкция. В самом ближайшем будущем для этих парков планируется закупить систему очистки оборотного водоснабжения. В торгах примут участие отечественные и зарубежные производители. Предстоит выбирать самый оптимальный вариант, где главными параметрами станут качество и ценовой фактор.
Новое оборудование появится и в других филиалах предприятия. Для ремонтно-механического завода уже в июле будет закуплена современная листогибочная трехвалковая машина ИБ 2220В, предназначенная для выполнения работ по профильной гибке листового металла и труб различного профиля.
Для трамвайного парка предстоит приобрести два передвижных подъемника с редукторным приводом ПП-20 для ремонта трамваев.
Год качества – год напряженной работы для всех филиалов. Ведь от решающих шагов в области техперевооружения зависит и прибыль, и в конечном итоге – благополучие и материальный достаток тружеников предприятия и города.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ

И канавы станут краше

В цехе технического обслуживания филиала «Трамвайный парк» полным ходом идет ремонт осмотровых канав.
На сегодняшний день, как сообщил корреспонденту «ТС» заместитель главного инженера по ремонту Юрий Старовойтов, капитально отремонтированы две канавы из шести, еще одна – в стадии преображения. Замене подлежит облицовочная плитка на стенах, демонтируются старые светильники: их место занимают новые, энергосберегающие. Реконструкции подвергается и изношенный за много лет эксплуатации пол: его заливают мозаичной мраморной крошкой. Ремонтные работы в ЦТО в основном проводятся силами РСУ и будут закончены к концу года.
Всего ремонтом охватят пять канав. Шестую планируют переоборудовать под станцию диагностики. В настоящее время в филиале идет подготовка технического задания на проектирование объекта, строительные работы начнутся уже в следующем году.

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА

Защитим окружающую среду вместе

Ежегодно 5 июня более чем в 100 странах мира отмечают День охраны окружающей среды, который является одной из наиболее важных дат экологического календаря. Именно этот факт помогает привлечь внимание общества к существующим проблемам и подчеркивает острую необходимость в изменении отношения человека к природным ресурсам.
День охраны окружающей среды – праздник, сопровождающийся красочными зрелищами, «зелеными» концертами, уличными митингами, конкурсами рисунков на асфальте и школьных сочинений, посадкой деревьев... Разнообразные мероприятия, посвященные природоохранным вопросам, запланированы и во всех филиалах государственного предприятия «Минсктранс».
По информации начальника технического отдела шестого автобусного парка Андрея Козлова, в числе основных – мероприятия, направленные на обеспечение постоянного контроля дымности отработанных газов автобусов при выпуске на линию и после проведения ремонта топливной аппаратуры и двигателей. Для этого создана комиссия, которая работает под руководством начальников отделов АП-6. Также в филиале регулярно проводятся занятия со специалистами по методике измерения дымности СО и СН.
Немаловажна на сегодняшний день тема отдельного сбора и своевременного вывоза отходов (производства, полимерных материалов, стекла и т.д.), что упрощает работу по утилизации. Пристально следят в АП-6 и за состоянием территории: производят подсыпку масляных пятен проезжей части, содержат в чистоте зеленую зону. Чтобы исключить попадание остатков смазочных материалов с осадками в окружающую среду, для сбора и хранения металлолома имеется специальная площадка с твердым покрытием и ограждением. Большую роль в очистке сточных вод имеют введенные в эксплуатацию очистные сооружения. В установленные сроки в парке проводят очистку, поверку и диагностику подземных емкостей, предназначенных для хранения дизельного топлива и моторных масел. Кроме этого, один раз в пять лет составляется технический отчет с инвентаризацией стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (по договору со специалистами организаций-лабораторий).
– Как раз сейчас мы и занимаемся расчетами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников образования, – рассказывает Андрей Алексеевич. – По окончании работы будем принимать соответствующие решения, внедрять (при необходимости) специализированное оборудование. На сегодняшний день уже есть определенные предложения от организаций, занимающихся реализацией оборудования по сбору и очистке вредных веществ от сварочного поста. Кроме этого, как автотранспортное предприятие наш парк относится к четвертому классу санитарной классификации с промышленно-санитарной зоной филиала не более 100 метров. В соответствии с экологическим регламентом Генерального плана г. Минска, «Схемой охраны окружающей среды г. Минска и Минского района» с целью уменьшения объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ проводим работу по разработке и выполнению мероприятий для уменьшения промышленно-санитарной зоны до 50 метров и снижения санитарного класса до пятого.
В заключение остается добавить, что в связи с обновлением подвижного состава, укомплектованного большей частью двигателями «Мерседес», которые соответствуют экологическому уровню Евро-3, значительно уменьшились выбросы загрязняющих веществ как от передвижных, так и от стационарных источников.

Елена ИОСУБ

Когда овчинка выделки стоит

Гордость парка – новый «АКСМ-843000М» – не только экологически чистый, но и фантастически красивый

В далеком 1929 году Минск стал вторым после Витебска белорусским городом, в котором был пущен трамвай. И тогда навряд ли кто из пассажиров задумывался о том, что самый прогрессивный по тем временам вид транспорта является к тому же и одним из самых экологически чистых. Сегодня же об этом говорят сразу, как только речь заходит о трамвае: тема экологии в современной цивилизации стала чрезвычайно актуальной.

– Трамвай действительно является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта, потому что он не чадит, не выделяет вредных газов, движется по рельсам, а значит, практически не образует пыли, – продолжает мои размышления на «экологическую» тему директор филиала «Трамвайный парк» Ростислав Юреня. – И еще одно, пожалуй, главное преимущество трамвая заключается в том, что он не «съедает» воздух, а в городских условиях это очень важно: для остановки в трамвае используются электродинамический, механический, а также колодочный тормоза, которым кислород попросту не нужен. Помимо этого, хочу отметить, что количество вредных выбросов в атмосферу в филиале минимальное. И все же мы продолжаем проводить ряд специальных мероприятий по их дальнейшему сокращению.
Что и говорить, нынешний трамвайный парк совсем не такой, каким был еще пять лет назад, не говоря уже о самом начале своей биографии. Средний возраст подвижного состава – около четырех лет. Поэтому ремонтные работы по кузову сведены к минимуму: в основном, ремонтники парка занимаются его покраской – полной или частичной. А отечественные трамваи нового поколения (их в парке три, последний – трехсекционный «АКСМ-843000М» – поступил в середине апреля текущего года) не только экологически чистые, но и очень красивые.
В моечном корпусе филиала эффективно работают очистные сооружения оборотного водоснабжения, благодаря чему сберегается около 80 процентов воды, а ее потребление из городского водопровода сводится к минимуму – всего лишь к пополнению резервуарных запасов. Состояние воды в трамвайном парке жестко контролируется столичным водоканалом. По результатам анализов последних двух лет, превышение установленных нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде не установлено. Помимо этого, филиал заключил договор с независимой организацией, которая осуществляет дополнительный контроль за очисткой воды и ее состоянием. Вода после прохождения фильтров, как утверждают специалисты, настолько чистая, что ее даже можно пить. Фильтрующие элементы системы оборотного водоснабжения меняются ежегодно.
Кстати, недавно фильтры были установлены также в прачечной и буфете. В первом случае они применяются для очистки воды от масляных примесей во время стирки спецодежды работников парка, во втором – для отделения от Н2О органических жиров после мытья посуды. Данное оборудование, естественно, требует ежегодного обслуживания, а значит – и определенных денежных затрат. Но в парке уверены, что овчинка выделки стоит.
– В настоящее время разработан проект на строительство очистных сооружений ливневой канализации, – продолжает Ростислав Станиславович. – Вся дождевая вода с территории парка будет попадать в «ливневку» и после тщательной очистки сбрасываться в городской ливневой коллектор, а затем – в Свислочь. Начать строительство планируем в самое ближайшее время, закончить – до ноября текущего года.
Несмотря на то что сегодня трамвай не так популярен у жителей города, как автобусы и троллейбусы (на долю рельсового электротранспорта приходится около
5 процентов в общем объеме пассажироперевозок), своих позиций он не сдает. И перспективы у этого вида транспорта довольно большие. В ближайших планах – строительство трамвайных путей в Серебрянку через улицу Тростенецкую и проспект Рокоссовского, а также трамвайной линии, проходящей через проспект Машерова, улицы Тимирязева и Кальварийскую, площадь Богушевича с выходом к железнодорожному вокзалу на разворотное кольцо на площади Мясникова. Таким образом будет создано трамвайное кольцо вокруг центра города (такие схемы, к слову, очень популярны на Западе), что значительно улучшит не только транспортное сообщение, но и экологическую обстановку в центре столицы.
В более далекой перспективе – пуск трамвая в Лошицу и Чижовку, строительство второго трамвайного парка в районе улицы Семашко. Но пока это лишь теоретические проекты. Всему, как говорится, свое время...

Екатерина СТАРОВОЙТОВА, фото автора

Отходы – по назначению

Филиал «Автобусный парк № 2» располагается в зоне жилой смешанной высокоплотной застройки. Предприятие относится к четвертому классу санитарной классификации, с нормативным размером санитарно-защитной зоны 100 метров. Соседство с жилыми кварталами создает проблемы, которые приходится решать каждый день.
Для филиала ежегодно разрабатываются и утверждаются планы природоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, по уменьшению образования отходов производства.
– Осуществляется ведомственный лабораторный контроль загрязнения атмосферного воздуха, – рассказывает ведущий инженер технического отдела АП-2 Виталий Пташук. – Раз в квартал, согласно принятой программе, проводятся исследования воздуха населенных мест в санитарно-защитной зоне по шести позициям. Надо отметить, что кратность превышения составляет не более 55% предельно допустимой концентрации. Год назад для филиала был разработан «Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» и проведен расчет рассеивания загрязняющих веществ. Природоохранные мероприятия реализованы, в результате выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в санитарно-защитной зоне сократились почти на три центнера в год.
Чтобы добиться нужных результатов, были проведены определенные работы: в отделении по восстановлению обмоток элементов электрических машин модернизировали вытяжку, а также усовершенствовали вентиляционные системы сварочных и покрасочных боксов. Постановка автобусов на стоянке производится согласно санитарным нормам и правилам.
Укаждого вида отходов свой класс опасности. Собираются они и транспортируются по-разному. Например, для хранения самых опасных отходов, относящихся к первому классу – отработанных люминесцентных трубок и ламп, содержащих ртуть, – в филиале есть специальный склад с металлическими стеллажами. Лампы пакуются в коробки. Битые лампы складываются в герметичные ящики. Затем весь этот опасный груз отправляется для переработки на специализированное предприятие ПЭОО «Поступ». В минувшем году «Поступу» было сдано 524 лампы.
Предосторожности по отношению к этому, на первый взгляд, невинному бытовому предмету вполне оправданы, ведь пары ртути оказывают пагубное влияние на здоровье человека. И как часто мы по-обывательски небрежно относимся к вопросом безопасности – экологической. Возле мусорных баков нередко можно увидеть те же разбитые люминесцентные лампы. И редко кто задумывается, какую опасность они в себе таят. Здесь необходимо говорить об экологической грамотности и населения, и тех, кто по долгу службы должен решать вопросы охраны окружающей среды.
Отходы опасных классов – первого (отходы второго класса здесь отсутствуют), третьего и четвертого – в филиале собираются отдельно и хранятся в закрытых контейнерах. К безопасному классу относится мусор, уличный смет. Если бы вовремя не вывозить и эти отходы, можно было бы, образно говоря, утонуть в них. По словам ведущего инженера Виталия Пташука, 13 наименований отходов отправляются для захоронения в УП «ЭКОРЕС».
Как живой организм, любое предприятие, большое оно или маленькое, имеет отходы своей жизнедеятельности, что напрямую влияет на экологическую обстановку в нашем общем доме. Умело собрать и также по-хозяйски их захоронить – задача, которая сегодня выходит на передний план. Наши жизнь и здоровье зависят от нас самих.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ

Аист на крыше

В общежитии пятого троллейбусного парка, что на улице Кульман, 35, самое пристальное внимание уделяется наведению порядка. Многое уже сделано, но ремонт и благоустройство продолжаются.
Заведующую общежитием Валентину Кулеш встретила во дворе, в палисаднике возле клумб с аистами. Птицы, правда, не настоящие: муляжи, умело оформленные художником Владимиром Маноцковым. И как тут не вспомнить известную песню в исполнении Софии Ротару: «Аист на крыше – мир на земле...» И мир, и любовь, и добро. Все, что должно быть в доме, особенно, если он общий.
– Порядок наводить на прилегающей территории помогают жильцы – и кустарники посадить, клумбы разбить и цветами украсить, – говорит Валентина Кулеш. – На детской площадке всегда порядок, закуплена игровая горка, такой вблизи нет, к нам в гости из других общежитий детишки сбегаются.
Правда, и своих ребят немало – 178 маленьких граждан проживают на Кульман, 35, семей – 165, есть среди них и две многодетные, в которых подрастают по трое ребятишек. А всего в этой девятиэтажке живут 588 человек. Должный порядок поддерживается в этом густонаселенном доме и жильцами, и работниками общежития, и администрацией парка. Общежитию уже 32 года, возраст для здания критический, требующий внимания. В последнее время произведен косметический ремонт фойе, все 26 кухонь обновились, на 4-х этажах заменены витражные окна на стеклопакеты. Поменяли двери запасных выходов и кладовой на металлические. С середины мая возобновлены работы по замене основательно прогнивших водопроводных труб – вместо них устанавливаются пластмассовые, срок действия которых 60 лет. Причем трубы соединяются методом спайки, что исключает течь воды. Специалисты РСУ обещают заменить стояки до середины лета, всего их осталось шесть.
Большой популярностью у жильцов общежития пользуются комнаты досуга. К имеющейся спортивной добавится еще одна, располагаться она будет на первом этаже. Скоро здесь начнется ремонт. Уже куплены два новых тренажера и ждут, образно говоря, своего звездного часа. И спортивная, и детская комнаты никогда не пустуют. В детской комнате обилие игрушек, везде яркие картинки с героями любимых мультфильмов. И здесь постарался местный художник. Кстати, в Советском районе столицы в течение ряда лет эти комнаты досуга были признаны самыми лучшими. Недавно на базе общежития проходил семинар, в котором приняли участие методисты по работе с молодежью общежитий района (их всего в Советском – 38) и представители Мингорисполкома. Не ударили в грязь лицом, показали свою работу, за что получили высокую оценку.
Словом, на Кульман, 35 есть что показать, но есть и над чем работать: необходимо менять окна на кухнях и на лестничных маршах, сделать освежающий ремонт коридоров и многое другое.
– В этом общежитии живу уже двадцать два года, – говорит Лидия Пупкова, работница троллейбусного парка. – Скоро с сыном получим квартиру.Я благодарна за уют и тепло этому дому, пусть он густонаселенный, большой, но здесь мы нашли кров, здесь прошли годы молодости, здесь столько друзей появилось…
– Мы с мужем поженились, и у нас была крыша над головой, двое деток здесь родились, скоро получим свою квартиру, но не забудем доброту живущих здесь людей, тех, кто заботится о нашем общем доме, – рассказывает водитель трамвая Оксана Ксеневич.
Как считается, общежитие – дом временный, рано или поздно из него уезжают навсегда. Но остается память, и очень важно – какая.

НАША СПРАВКА
На балансе государственного предприятия «Минсктранс» находится 16 общежитий. Все они закреплены за филиалами. У каждого троллейбусного парка (второго, третьего, четвертого и пятого) по одному общежитию. У второго автобусного два, у четвертого – одно, пятый автобусный имеет два, шестой и седьмой автобусные – по одному. Есть общежития и у службы энергохозяйства, трамвайного парка, автовокзала, метро и РСУ. Ремонт и реконструкция этих жилищных объектов производятся в соответствии с Программой развития пассажирского транспорта на 2010–2015 годы.
Проведен капремонт общежития на улице Прилукской, 42 (ТП-3). Идет ремонт кухонь в общежитии службы энергохозяйства на улице Кульман, 29, здесь же согласно Программе запланирован капремонт с тепловой модернизацией фасада здания. Уже завершена тепловая модернизация общежития трамвайного парка, что находится на улице Ботанической, 7. Проводится капитальный ремонт общего дома на улице Надеждинской, 27 (балансосодержатель – второй троллейбусный парк). Это общежитие, ранее предназначенное для одиноко проживающих, станет общежитием смешанного типа, где будут жить и семьи.
Косметический ремонт произведен в общежитии на улице Охотской, 117, принадлежащем ремонтно-строительному управлению. Приводят в порядок свои общежития и другие филиалы.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора

Результаты – достойные

В соревнованиях санитарных звеньев и постов радиационного и химического наблюдения гражданской обороны, которые проводились в Заводском районе столицы, санитарное звено филиала «Автобусный парк № 6» заняло пятое место.
Нельзя не отметить, что до нынешнего года в районных соревнованиях сандружинники АП-6 (специалист по работе с молодежью и физкультурно-оздоровительной работе Светлана Орлова, инженер технического отдела Олег Крыж, тракторист Илья Жибуртович) завоевывали исключительно призовые места. На этот же раз, по мнению ведущего инженера по ГО и спецработе филиала Виктора Коломийцева, на результат повлияла болезнь командира звена, начальника гаража Эдуарда Ясинского. И тем не менее пятое место среди шестнадцати звеньев – итог достойный.
Недавно автобусники принимали участие и в районных комплексных учениях по гражданской обороне, где показывали развертывание станции обеззараживания техники (СОТ). Команда шестого автопарка проводила дезактивацию техники. Высокие теоретические и практические навыки продемонстрировали командир-дозиметрист, машинист моечных машин Сергей Плюто, дозиметрист, токарь Игорь Гороховик и химики-дегазаторы: слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Александр Рудник и слесарь по ремонту автомобилей Денис Лобач.

Елена ИОСУБ

Если очень захотеть...

С третьим местом вернулась с соревнований санитарных дружин Ленинского района команда филиала «Агентство «Минсктранс».
Всего в конкурсе принимали участие санитарные формирования одиннадцати предприятий района. Как и всегда, оценивались теоретические знания и практические умения участников: оказание первой медицинской помощи, применение лекарственных препаратов, пользование противогазом, действия при чрезвычайных ситуациях и т.п.
По словам заместителя директора филиала Сергея Васильца, третье место на прошедших состязаниях – результат для филиала вполне достойный. Ведь еще совсем недавно, на аналогичных соревнованиях среди подразделений «Минсктранса» (они, напомним, прошли в середине апреля), представители агентства заняли лишь 14 место. Прошел всего месяц – и на районных соревнованиях сандружина агентства предстала в совершенно ином свете. Благодаря неустанным тренировкам, ловкости и сообразительности сандружинницы филиала сумели опередить многих конкурентов, в том числе и принимавших участие в районных состязаниях коллег-транспортников из филиалов «Минсктранса».
Остается лишь добавить, что в состав сандружины, сумевшей взять «бронзу», вошли «кадровики» Наталья Федорцова (она же – командир дружины) и Людмила Черник, специалист отдела продаж Олеся Малахова и билетный кассир шестого разряда Галина Сидорова. Молодцы, девчата!

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА