| Последний выпуск | Весь архив |

Выпуск 1352 ( 03.05.2019)


  • ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Подведены итоги

Подведены итоги смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди коллективов филиалов государственного предприятия «Минсктранс» за 2018 год. Данный конкурс проводится в целях предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда работников, обеспечения требований безопасности и гигиены труда. Призовые места присуждаются в четырех группах.


На основании решения комиссии предприятия за выполнение условий смотра-конкурса по охране труда призовые места среди филиалов первой группы распределились следующим образом: І место занял коллектив филиала «Автобусный парк № 4», ІІ – коллектив филиала «Автобусный парк № 7». Во второй группе победителем стал коллектив филиала «Ремонтно-механический завод», второе место у «Службы энергохозяйства». В третьей группе первое место присуждено коллективу филиала «Агентство Минсктранс». В четвертой группе в связи с наличием недостатков в вопросах охраны труда в производственных подразделениях филиалов «Минсктранса» в течение года принято решение призовые места не присуждать.
Коллективы филиалов-призеров награждены памятными дипломами. Поздравляем победителей и желаем в дальнейшем не снижать планку!

Соб. инф.




  • ШАГ ВПЕРЕД

Купить билет у водителя, рассчитаться карточкой

В автобусах, которые курсируют по маршруту № 300Э «Автовокзал «Центральный» – Национальный аэропорт «Минск», тестируют платежный терминал для приема оплаты по банковским картам.


В АП-2 пояснили, зачем приобрели это устройство. Как известно, не все пассажиры, прилетающие в аэропорт, имеют при себе белорусские деньги. Многие забывают наведаться в пункт обмена валют и прямиком следуют к автобусу, чтобы побыстрее добраться до города. Зачастую только в салоне вспоминают, что наличных рублей у них нет и купить билет невозможно.
Платежный терминал позволит избегать таких ситуаций. С его помощью пассажир может рассчитаться за поездку в салоне автобуса любой международной картой.
Пока терминал используют на рейсах с небольшим пассажиропотоком, чтобы водители могли в спокойной обстановке научиться с ним обращаться. Хотя, по сути, устройство не сложно в работе. Достаточно ввести сумму, приложить или провести карточкой по магнитной полосе, дождаться, пока выйдет чек.
Планируется, что с июня безналичный способ оплаты проезда будет в каждой подвижной единице, следующей до аэропорта и обратно. Иностранным гостям и многочисленным туристам, которые прибудут в Беларусь ко II Евроиграм, останется только выбирать, как и где им удобнее покупать билеты на наши рейсы.

Светлана НАРЕЙКО, фото Павла Романовича




  • ДЕТИ ВОЙНЫ

«Мы рано повзрослели»

Этим людям есть что вспомнить и о чем рассказать внукам, они создавали историю страны и остаются вписанными в ее книгу. Большую часть своей жизни Виктор Семенович Козлов посвятил государственному предприятию «Минсктранс», верой и правдой отработав водителем автобуса 46 лет. Есть в его биографии еще одна, очень памятная страница – во время гитлеровской оккупации был малолетним узником концлагеря «Озаричи». То, что увидел, пережил, глубокой раной легло на сердце.


Недалеко от Бобруйска в живописных местах расположена деревня Мыш­ковичи Кировского района Могилевской области, малая родина Виктора Семе­новича. У него было четверо братьев и сестра. Родители работали в колхозе, имели свое подворье. Война будто острым ножом разрезала судьбы жителей большой деревни. Остаться в живых суждено было не всем. Яркими картинами всплывают в памяти бывшего узника эпизоды того времени.
– Начало войны помню отчетливо, мне было 11 лет, – рассказывает Виктор Семенович. – В нашу деревню нагрянули немцы. Разоряли подворья, уводили коров, свиней, ловили кур. Мой старший брат Николай ушел в партизаны, которые в тылу врага вели «рельсовую войну», громили фашистов на дорогах, в лесу. Когда наши погнали оккупантов, он вместе с другими вступил в действующую армию, был командиром орудия, освобождал белорусскую землю. До победы не дожил две недели – погиб в Восточной Пруссии.
Вспоминать то время ему очень тяжело. На неокрепшую детскую психику легло столько испытаний… Оккупанты по наводке полицаев сжигали дома вместе с хозяевами, которые были связаны с партизанами. О том, что старший брат Николай был партизаном, донесли полицаи. Однажды в их дом нагрянули фашисты.
– Это было в марте 1944 года, день промозглый, серый, – вспоминает Виктор Семенович. – Взяли всех, кто был дома – мать, меня и шестилетнего брата Василия, погрузили в грузовик и завезли в Кировск. Загнали в сарай, там собралось около 60–70 человек, тоже семьи партизан из разных деревень. Ночевали на холодном полу, прижимаясь друг к другу. Назавтра немцы пришли с переводчиком, предлагали сотрудничество, мол, расскажите, где прячутся партизаны, тогда отпустим. Кто ж выдаст своих! Там, в лесу, были братья, мужья, сыновья. Из сарая в крытом грузовике нас увезли в Бобруйск, а потом грузовыми вагонами отправили в Озаричи. От железной дороги в сам лагерь шли пешком. Страшная картина предстала перед глазами. Голая местность, за колючей проволокой люди сидели под открытым небом. Хотелось есть и пить. Чтобы утолить жажду, сосали снег. Немцы зорко следили за заключенными с вышки и без предупреждения стреляли. Наутро собирали умерших, а их было очень много. Мой брат Вася тоже умер. Помню, как санитары его забрали и унесли.
Как свидетельствуют документы Нацио­нального архива Республики Беларусь, создавать подобные концлагеря стали с февраля 1943 года. В инструкции для воинских частей, участвовавших в карательных операциях, было написано: в Германию отправлять «только здоровую и вполне пригодную рабочую силу. Калеки, больные, старики, матери с малолетними детьми направляются для нового поселения в особо указанные общины, размещенные в деревнях, расположенных вдали от главных магистралей».

В лагерях люди, лишенные продовольствия, медикаментов (немцы специально заражали заключенных сыпным тифом), находились под открытым небом, в холоде, они были обречены на вымирание. Лагеря усиленно охранялись, при малейшей попытке к бегству заключенных расстреливали. Главным средством насаждения «нового порядка» нацисты избрали политику геноцида и массового кровавого террора. Концлагеря, тюрьмы, гетто действовали практически в каждом районе Беларуси.
– В лагере мы пробыли около двух недель, – рассказывает Виктор Семе­нович. – Когда услышали выстрелы, обрадовались – это наступала наша регулярная армия. Однако вывести людей из окружения было непросто, немцы все вокруг заминировали. Наши солдаты разминировали дорожку, через узкий коридор мы стали цепочкой выходить. Еще фашисты заразили людей тифом, многих сразу же отвозили в медсанбат. Тех, кто мог идти и жил недалеко от Озаричей, отправили домой, нас, дальних, поселили в уцелевших домах. Вскоре сообщили, что освободили Бобруйск, а также нашу местность.
Когда увидели свою деревню, ужаснулись: дом был голым, все разграблено, дворовые постройки разобраны на дрова. Отец, которого немцы забрали рыть окопы под Рогачевом, чудом уцелел. Пришла домой сестра Рая, которая пряталась у чужих людей. Нужно было начинать новую мирную жизнь. Мы рано повзрослели. Поскольку много мужчин не вернулось с фронта, мы, подростки, выполняли в колхозе всю мужскую работу – впрягались в плуг, косили, сеяли и убирали. Зато каждый из нас знает настоящую цену хлеба.
Парень окончил семилетку, работал в колхозе. Затем четыре года служил на Балтийском флоте.

С 1955 года Виктор Семенович трудился на нашем предприятии, был водителем пригородных маршрутов автоколонны № 2411 (со временем переименованной в третий автобусный парк). Его трудовая книжка пестрит записями: за 46 лет работы Виктор Семенович получил более 30 поощрений и наград, был ударником труда.
– У людей в то время, за редким исключением, не было личных авто, все пользовались общественным транспортом, – рассказывает Виктор Семенович. – В пятницу обычно организовывались дополнительные рейсы на пригород – очень большой пассажиропоток был. Так что и выходные дни у нас всегда выдавались горячими. Высокая культура обслуживания пассажиров – требование современности, однако и в те далекие годы это одна из главных составляющих нашей работы. Хороший водитель – грамотный водитель, технически подкованный. К тому же он культурен как в обычной жизни, так и на дороге.
Виктору Семеновичу 89 лет, он бодр и полон сил. Живет в собственном доме, который построили с женой Ольгой Николаевной еще в начале 60-х. Супруги вместе прожили 63 года, воспитали трех замечательных дочерей, имеют пятерых внуков, дождались правнуков.
– Теперь спокойно могу отдыхать, – улыбается ветеран. – Отдых люблю активный – с удовольствием вожусь на подворье, есть у нас и садик, и огород. Был моложе, участвовал в легкоатлетических соревнованиях, моя любимая дистанция – 10 километров.
Впереди – предпраздничные хлопоты. В семье Виктора Семеновича Козлова 9 мая, День Победы, и 3 июля, День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, отмечают всегда.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора и из архива Виктора Семеновича Козлова




  • ИНИЦИАТИВА

Посадить семейное дерево

Недавно в столичном микрорайоне Малиновка на пересечении улиц Слободской и Есенина по инициативе комитета ОО «БРСМ» Московского района состоялась закладка Аллеи семейных деревьев. Идею охотно поддержали более 25 семей. Влиться в число участников посчастливилось и семье бухгалтера филиала «Ремонтно-механический завод» Екатерины Нехай.


– Я даже предположить не могла, что будет настолько интересно, приятно и трогательно. А еще, не побоюсь этого слова, почетно, – делится впечатлениями Екатерина. – Всей семьей дерево – нам достался клен – сажали впервые. Эмоции захлестнули каждого. Сын сразу поинтересовался: «Мамочка, мы же будем ходить его поливать?» Поливать не поливали, но уже навещали, мы свое деревце хорошо знаем. Тем более во время закладки аллеи участникам выдавали номерок для саженца и соответствующий сертификат. Мы получили номер 12, что в какой-то степени символично: 12 мая муж отпразднует 30-летие. А вообще идея замечательная! Это так здорово – посадить семейное дерево, вместе наблюдать, как оно растет. Память на всю жизнь. Спасибо организаторам!
Разделили торжественный момент с участниками акции первый заместитель главы администрации Московского района г. Минска Татьяна Колядко и заместитель главы администрации Виталий Брель.
Также на мероприятии присутствовали активисты из числа учащихся учреждений образования, волонтеры движения ОО «БРСМ» «Доброе Сердце» и бойцы молодежного отряда охраны правопорядка Московского района.
Аллея семейных деревьев в микрорайоне Малиновка была заложена в рамках республиканского проекта «Семейный парк». В процессе реализации проекта такие аллеи появятся во всех регионах страны, где посадить свое дерево сможет каждый желающий. Главное, чтобы этот общий зеленый парк сохранялся долгие годы и обязательно разрастался.

Соб. инфо




  • СМОТР-КОНКУРС

«Минсктранс» богат талантами

Наши работники прекрасно поют и виртуозно играют на музыкальных инструментах, а танцуют так, что глаз не отвести. В этом убедились участники и зрители смотра-конкурса любительского художественного творчества, который проводился 20 апреля на базе РМЗ.


Организаторами мероприятия выступили администрация и объединенная профсоюзная организация предприятия. Ведущими смотра-конкурса стали Марина Понкратова (ТП-5) и Александр Цурбанов (администрация). Чтобы представить своих участников, время от времени у них перенимали эстафету Ирина Елисеева («Волма») и Елена Маркова (ТП-3). Оценивало конкурсантов независимое жюри: телеведущая, сценарист, продюсер и режиссер-постановщик детского Евровидения Елена Будрицова, иллюзионист Нинель и руководитель студии вокального пения Марианна Зиганшина.
В первом отделении выступали ВИА, артисты разговорного и оригинального жанров, танцоры. Было много интересных и по-настоящему зрелищных номеров. Превосходной игрой на гитаре порадовал Сергей Серченя (Минский автовокзал). Ему досталось I место в номинации «Игра на музыкальных инструментах». II место не присуждалось, а III без колебаний отдали Иосифу Кондратовичу из ТП-5, который исполнил известные мелодии на баяне и тронул душу всем, кто находился в зале.
Многие думают, что декламировать стихи может каждый. Казалось бы, что здесь сложного? Вышел на сцену, произнес с выражением рифмованные строки, сорвал аплодисменты, поклонился и удалился за кулисы. Это не так. Чтобы «зацепить» зрителя и вызвать эмоцию, нужно обладать артистизмом, владеть приемами артикуляции и умело использовать интонацию, паузы, жесты. Вжиться в роль рассказчика прекрасно удалось Людмиле Рыжик из «Волмы»: I место в номинации «Разговорный жанр». Ее притчу в стихах «Скажи, а ты меня сегодня любишь?» зал слушал, затаив дыхание. Марина Понкратова из ТП-5 (II место), продекламировала стихотворение Саши Черного «Городская сказка». История любви романтично настроенного филолога и прекрасной медработницы, которая дни напролет проводит вскрытия, осматривает больных и для исследований препарирует кошек, никого не оставила равнодушным. Наталья Уласович из АП-7 проникновенно прочитала поэму «Мать» (III место).
Отдельно оценивали авторов-исполнителей, которые представили на суд жюри песенные и стихотворные произведения собственного сочинения. I место разделили Андрей Мороз (ТП-5), который исполнил композицию «Дзякуй, маці», и Юлия Теляк из «Волмы». Она поразила искренним стихотворением о любви, вдохновении, истинных ценностях в жизни. А Елена Криворот из ТП-5 (II место) посвятила строки ушедшему навсегда родному человеку. Во время ее выступления у многих на глаза навернулись слезы.
Номинация «Оригинальный жанр» интригующе непредсказуема. Никогда не знаешь, что придумают и покажут участники. Ведь, как известно, им фантазии не занимать. На этот раз не было равных Марии Кучинской из «Волмы» (I место). Ее пантомима «Придуманная любовь» была убедительно-трогательной и неимоверно грустной. II место – у комик-группы «Лисы» из ТП-2.

Хореографическая часть смотра-конкурса подарила массу положительных эмоций. Наши танцоры двигались легко и грациозно, зрителям так и хотелось под зажигательные мелодии броситься в пляс. Да вот только как повторить замысловатые па сальсы и румбы? Для этого нужна серьезная подготовка и месяцы репетиций.
В номинации «Бальный танец» I место присудили Ольге Досюлевой (администрация) и Николаю Стригельскому (ОПО), а также – Светлане Козловой (Минский автовокзал). II место – у диспетчера Татьяны Ролич (администрация), III – у Марии Филипповой из трамвайного парка.
В номинации «Народный танец» I и II места не присуждались, а III разделили Елена Криворот и танцевальная группа «Мечта» из ТП-5 в составе Татьяны Дубовик, Анастасии Запекиной и Полины Карабань. В номинации «Современный эстрадный танец» всех сразила Марина Понкратова из ТП-5 (I место). Ее номер был экспрессивно-динамичным и завораживающе красивым.

На протяжении многих лет фольклорный ансамбль «Кумаўя» хранит традиции народного творчества и радует нас красивыми песнями. Этот конкурс не стал исключением. «Кумаўя» исполнили композицию «Беларускія мадонны» на стихи поэта-песенника Ивана Титовца, который также присутствовал на конкурсе. А музыку написал руководитель ансамбля Евгений Деревянко. Зрители долго аплодировали артистам и не хотели отпускать. Как и ожидалось, «Кумаўям» присудили I место.
Дуэты и вокальные ансамбли поразили разнообразием. Артисты подобрали интересный репертуар и показали себя с выгодных позиций. В итоге I место досталось дуэту из ТП-2 (Лариса Зверькова и Ирина Романова), которые запомнились не только сильным вокалом, но и потрясающими нарядами. II место – у дуэта из АП-2 Виктории Стринкевич и Сергея Ивановского. Они весьма артистично исполнили грустную, но любимую многими песню «Еще минута». III место разделил дуэт из «Агентства Минсктранс» Татьяны Бойченко и Дениса Мельникова (в их исполнении хит прошлых лет «Ты грустишь» получился необыкновенно мелодичным и проникновенным), а также – вокальный ансамбль «Проспект».
Обилие солистов-вокалистов порадовало. Каких только песен мы не услышали: веселых и грустных, динамичных и спокойно-мелодичных, патриотичных и о любви. В числе выступающих было много артистов «с опытом», которые участвуют в конкурсе из года в год и чувствуют себя на сцене уверенно. Были и дебютанты: им пришлось сложнее, мешало волнение. Но, по большому счету, все выступили достойно, продемонстрировав сильные голоса, удачный репертуар, интересные образы, продуманные фишки и другие «изюминки».
В номинации «Солисты-вокалисты» (мужчины) I место занял Алексей Зенькович (АП-7), II место разделили Валерий Зепп (АП-6), Сергей Михолап и Дмитрий Савицкий (ТП-3), Владимир Куницкий (ТП-5), III место – у Сергея Ивановского (АП-2), Яна Стемповицкого (АП-6), Дмитрия Ловчего (АП-7), Максима Маркова (ТП-3).
Сильнейшими в номинации «Солисты-вокалисты» (женщины) названы Ирина Романова (ТП-2) и Ирина Зимина (агентство) – I место. II место – у Марины Артюковой (администрация), Анны Субиной (АП-2) и Марии Мироновой (АП-4). III место присудили Ларисе Зверьковой (ТП-2), Елене Зенькович (администрация) и Инне Ажгиревич (агентство).

Традиционно проводился конкурс на лучшее оформление концертной программы. I место заняла работа ТП-2 (авторы Лариса Зверькова и Ирина Романова), II место – у «Волмы» (авторы Юлия Теляк и Виктория Креер), III место разделили администрация (авторы Марина Артюкова и Мария Гаджула) и Ольга Красно (АП-7).
По итогам смотра-конкурса выбрали лучших ведущих. I место – у Александра Цурбанова и Марины Понкратовой, II место заслуженно отдали Ирине Елисеевой из «Волмы». Нужно отметить, что этот филиал связал воедино выступления своих участников в разных номинациях, объединив общей идеей «Поговорим о любви». Во многом благодаря ведущей и ее умению оригинально представить конкурсантов у «Волмы» получилась интересная мини-программа.
Конкурсный день пролетел, как одно мгновение. Все было ярко, красиво и вдохновляюще! Порой даже не верилось, что на сцене – не профессиональные артисты, а любители, которые в обычной жизни – водители, слесари, бухгалтеры. Несомненно, творчество придает им сил для результативной работы и служит ориентиром для покорения больших и маленьких высот. Это замечательно, что в «Минсктрансе» поддерживают талантливых сотрудников и помогают развивать творческий потенциал. Наши артисты не просто хорошо поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Они находят в этом радость и щедро делятся ею со зрителями и многочисленными поклонниками.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора




  • ФОТОФАКТ

Чтобы «Алеся» не запуталась в сетях

В ночь с 26 на 27 апреля в Минске можно было видеть автопоезд с не совсем обычным грузом. По улицам везли элемент механизированного проходческого щита «Алеся» УП «Минск­метрострой». Чтобы крупногабаритное оборудование (размер автопоезда составил 7,55 м в высоту, 6,4 м в ширину и 20 м в длину) не задело контактную сеть, его сопровождали специалисты филиала «Служба энергохозяйства».


Как рассказал заместитель директора СЭХ Николай Тюнин, в сопровождении груза были задействованы восемь автовышек: шесть автовышек участка контактной сети и две – участка строительства и ремонта контактной сети.
– По пути следования, а двигался автопоезд по улицам Чкалова, Московской, Толстого до диспетчерской станции «Дружная», специалисты филиала производили демонтаж фиксирующих растяжек, в местах пересечения разрезали контактный провод и поднимали на высоту 7,6 метра все несущие тросы. Также производилось отключение контактной сети на 10 питающих фидерах с двух тяговых подстанций. Поскольку в процессе была занята вся проезжая часть, ГАИ полностью перекрывала движение транспорту, – уточнил Николай Сергеевич.
Остается добавить, что напряжение на участке включили 27 апреля в 05.20.

Елена ИОСУБ, фото Николая ТЮНИНА